Подготовка будущих специалистов дошкольного образования

Подготовка будущих специалистов дошкольного образования

Подготовка будущих специалистов дошкольного образования

Развитие на современном этапе сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Происходит становление новой системы образования, которая ориентируется на мировое образовательное пространство. Социальные, экономические, политические изменения, которые проходят, требуют решения реформирования национальной системы высшего образования, рост интеллектуального и духовного потенциала общества, подготовки нового поколения педагогов, способных реализовать образовательные стандарты, внедрять новые образовательные технологии.

Эффективность работы образовательных учреждений зависит не только от программ обучения и воспитания, но и от личности педагога, от компетентности педагогических кадров, а это прежде всего — представители методических служб всех уровней. Реализация новых концепций дошкольного образования требует от педагога активного и творческого введения идей интерактивного личностно ориентированного воспитания и обучения, способного вносить в свою деятельность прогрессивные идеи, менять уже устаревшие подходы новыми.

Методическая служба ситуации в образовательной системе, является одним из важнейших достижений отечественной педагогической науки и практики

Поскольку подготовка к управленческой деятельности является важной составляющей профессионального педагогического образования, то необходима организация целенаправленной подготовки студентов к этому виду работы. И поэтому, по нашему мнению, за период обучения в педагогическом заведении, студенты должны получать необходимый уровень знаний, умений и навыков, связанных с управленческой деятельностью.

Исходя из вышесказанного, в процессе нашего исследования в учебный план подготовки будущих воспитателей к управленческой деятельности нами введено следующие курсы: «Организация и руководство ДОУ», «Социально-педагогические основы управления дошкольным образованием» (ОКУ «бакалавр») и «Инспектирование дошкольных учебных заведений», «Организация методической работы в дошкольном образовании» (ОКУ« Специалист »), которые охватывают круг теоретических и практических задач управленческого направления, помогают повысить профессиональный уровень студентов в будущем.

Подаем к рассмотрению содержание курса «Организация методической работы в дошкольном образовании», который направлен на раскрытие студентам особенностей организации методической службы в дошкольном образовании, вооружение каждого выпускника комплексом современных знаний, умений и навыков, формирование у него профессиональных компетенций, позволяющих ему после окончания учебы быстро адаптироваться в дошкольном учреждении, умело применять полученные знания, активно внедрять научную организацию труда, успешно решать задачи всестороннего развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Курс «Организация методической работы в дошкольном образовании» рассчитан на 120 часов (4 кредита ЕКТС) из них 30 час. аудиторных (20 час. — лекционных, 10 часов. — семинарско-практических) и 60 ч. — Самостоятельная работа студента. Итоговой формой контроля всего курса является экзамен.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Теоретические основы прогностической деятельности будущих воспитателей

Переходим к раскрытию содержания программы

Содержательный модуль 1: Методическое обеспечение дошкольного образования

Тема 1: Нормативно-правовое регулирование процессом дошкольного образования

Организация методической службы в ДОУ. Требования к личностным качествам воспитателя-методиста ДОУ. Права и обязанности воспитателя-методиста ДОУ. Квалификационные требования к должности воспитателя -методист. Организация методического кабинета как центра методической работы дошкольного учебного заведения. Методический кабинет, его задачи, содержание и наполняемость. Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Проблемы организации методической работы в государственных документах.

Тема 2. Современные аспекты планирования образовательного процесса.

Планирование как одна из важнейших функций управления ДОУ. Реализация планирования ДОУ на основе всестороннего анализа учебно — воспитательного процесса, внедрение передового педагогического опыта, достижений психолого-педагогических наук. Учет аспектов (типа ДОУ, возможностей материально-технической базы дошкольного учреждения, кадрового состава, его профессионального уровня, перспектив коллектива на будущее) при составлении плана работы детского сада. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в дошкольных учебных заведениях. Календарно тематическое планирование учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Содержательный модуль 2: Контрольно-аналитическая деятельность в ДОУ

Тема 3. Планирование работы руководителя и методиста ДОУ.

Управленческая деятельность и планирование как необходимое условие осуществления воспитания, образования, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Помесячное планирование. Задача для воспитателей, воспитателя-методиста, руководителя ДОУ. Организация работы ДОУ в летний оздоровительный период.

Тема 4. Контролирующая функция методиста ДОУ.

Виды контроля в ДОУ. Общие правила контроля. Методы ознакомления с работой воспитателей. Внутренний контроль. Классификация организационных форм управления образовательным процессом. Алгоритм контроля за учебно-воспитательным процессом. Основные задачи внутреннего контроля. План-сетка внутреннего контроля в месяц.

Содержательный модуль 3: Методическая, научная, исследовательская работа в ДОУ

Тема 5. Методическая работа с педагогами.

Методическая работа как одна из основных составляющих разносторонней деятельности методиста ДОУ. Цель и задачи методической службы в ДОУ. Функции диагностического сопровождения методической работы. Формы методической работы — массовые, групповые и индивидуальные. Интерактивные формы методической работы.

Тема 6. Педагогический совет в дошкольном учебном заведении: технология разработки и подготовки.

Нормативно-правовая база. Педагогический совет как метод и форма управления. Педагогический совет постоянно действующий орган управления. Порядок создания. Состав. Полномочия. Председатель, секретарь. Ведение протокола педсовета. Планирование работы педсовета. Виды педсоветов. Технология подготовки заседаний. Формы проведения заседаний педсовета. Требования к проведению педсоветов. Решение педсоветов.

Тема 7. Педагогический совет в дошкольном учебном заведении: технология проведения.

Функции педсовета. Циклограмма педагогического совета. Алгоритм подготовки и проведения. Проведение педагогического совета. Подготовка и проведение нетрадиционных педсоветов. Заседание педагогического совета Алгоритм заседания педсовета. Правила составления аналитического доклада. Требования к выступлениям. Итоги заседания педагогического совета. Оформление протокола педагогического совета. Контроль за выполнением решений педагогического совета. Анализ эффективности работы педагогического совета.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Проблема подготовки будущих специалистов дошкольного образования

Тема 8. Создание, обобщение, внедрение и распространение передового педагогического опыта

Улучшение работы методической службы в ДОУ как одна из основных задач. Создание системы изучения и внедрения достижений науки и передового опыта в практику учебно-воспитательного процесса. Критерии оценки передового педагогического опыта. Уровне передового педагогического опыта. Методы изучения и обобщения передового педагогического опыта. Алгоритм обобщения опыта. Этапы внедрения опыта. Способы пропаганды и распространения ППД.

Тема 9: Инновационная научно-методическая работа в ДОУ.

Структура, задачи, содержание и формы научно-методической работы в ДОУ. Научно-методическая работа — связующее звено между государственной системой образования, психолого-педагогической натворю, передовым педагогическим опытом, деятельностью коллектива ДОУ. Работа над единой научно-методической темой. Внедрение в практику работы ДОУ инновационной технологии. Влияние управленческой модели профессиональной компетентности методиста результатов инновационной деятельности

Тема 10: Новые формы получения дошкольного образования.

Нормативно-правовое обеспечение новых форм дошкольного образования. Модернизация дошкольного образования на современном этапе. Вариативность получения дошкольного образования. Организационно-педагогические предпосылки обеспечения детей качественной дошкольным образованием. Центры развития ребенка. Группы в ДОУ: родственные, прогулочные, кратковременного пребывания. Режим прогулочной группы. Нормативное обеспечение прогулочной группы. Обеспечение дошкольного образования домашним педагогом.

Следует отметить, что в основу обучения положен деятельностный и личностно ориентированный подходы. Это требует особого внимания к практической направленности обучения. Целью практической составляющей является привлечение студентов к углубленной деятельности в процессе рассмотрения различных педагогических проблем, стимулирования к осуществлению анализа, оценки уровня профессионализма.

Такое содержание обучения способствует осознанию студентами стиля и мотивации профессиональной деятельности будущих методистов, а правильно подобранные формы и методы работы активизируют личность будущих педагогов, способствуют формированию их индивидуального стиля. Именно поэтому следует учить студентов исследовать содержание и структуру деятельности методиста, классифицировать функциональные обязанности, находить пути совершенствования его работы.

Подытоживая вышеизложенное, отмечаем, что среди условий подготовки студентов к организации методической работы, соблюдение которых обеспечивает ее эффективность являются: педагогическая (теоретическая и практическая подготовки студентов к самостоятельной реализации разнообразия методических форм в ДОУ) сочетание учебной, научной и практической деятельности студентов, внедрение интерактивных технологий в учебно-воспитательный процесс вуза.

Похожее ...

Добавить комментарий