Теоретические основы прогностической деятельности будущих воспитателей

Теоретические основы прогностической деятельности будущих воспитателей

Теоретические основы прогностической деятельности будущих воспитателей

Развитие государства на современном этапе требует обновления задач и содержания образования. Модернизация системы профессионального образования проходит на основе национальной идеи, современных образовательных парадигм, новых целей и содержания обучения, воспитания, развития нового поколения, начиная с дошкольного детства. От высшей школы требуется подготовка специалиста способного к исследованию возможных преобразований, тенденций развития и перспектив субъектов и объектов педагогической деятельности. В этом контексте особое место занимает подготовка будущих воспитателей дошкольных учебных заведений к прогностической деятельности. Современный воспитатель должен овладеть не только теорией и методиками развития личности воспитанников, овладеть определенной аналитико-диагностической культурой, но и быть способным к прогнозированию достижений детей: как образовательных, так и личностных. В связи с этим целесообразно формировать у будущих воспитателей умение прогнозировать учебно-воспитательный процесс в детском саду, что обеспечивается предвидением результатов целенаправленного, методично грамотного применения концепций личностно ориентированного образования.

Существенным моментом творческой составляющей в любой профессиональной деятельности позиция, которое предполагает наличие умений прогнозировать результаты своего труда, их последствия и в соответствии с этим строить программу конкретных действий.

Сущность педагогического прогнозирования состоит из:

— Характеристик (информативность, достоверность, вероятностный характер, вариативность, обоснованность, осознанность и широта)

— Методов (целеполагание, диагностика, проектирование, выдвижение и анализ гипотез, экстраполяция, планирования, моделирования, эксперимент, управления, программирования, экспертиза, рефлексия, контроль и оценка)

— Принципов (прогнозирование образования в пользу полнофункциональной и социально-прогрессивной деятельности человека в поликультурном и многонациональном социуме, учет и сочетание текущих, актуальных и перспективных потребностей человека в образовании; непрерывность прогнозирования в образовании; единства теоретического и практического содержания развития прогнозов в образовании)

— Структуры (передпрогнознои ориентации, задач на прогноз, прогнозного диагноза, прогнозной проспекцию, верификации, корректировки).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Проблема подготовки будущих специалистов дошкольного образования

Итак, специфика педагогического прогнозирования соглашается с процессом прогностической деятельность личности

«Прогностическая деятельность воспитателя детского сада — это деятельность, которая определяется ценностным целеполаганием, предусматривает осуществление системной диагностики в профессиональной работе, опережающего планирования педагогической проблемы, прогнозирование путей ее решения с использованием моделирования, проектирования и конструирования технологии достижения предсказательная результата и внедрения ее в процесс управления личностным развитием, обучением и воспитанием детей дошкольного возраста в условиях детского сада».

Исследователи отмечают, что процессуальный аспект профессиональной подготовки будущего воспитателя дошкольного учебного заведения характеризуется дидактическими, когнитивными, контрольно — коррекционная, прогностическими процессами. А также педагогической взаимодействием, профессиональным совершенствованием будущих воспитателей и динамикой личностного развития дошкольников. Результатом педагогической готовности будущего воспитателя к профессиональной деятельности является уровень сформированности научных, методических и методологических знаний и умений, а также соответствующих ценностных ориентиров и направлений, профессиональных компетенций.

Структура компетентности специалиста предусматривает опыт (знания, навыки, умения), направленность (потребности, ценности, мотивы, идеалы), качества (способность к синергетическим проявлений, адаптации, масштабирования и интерпретации, саморазвития, интеграции, перенос знаний из одной области в другую).

Результатом прогностической деятельности воспитателя является прогностическая компетентность

Которая рассматривается как интегрированная качество личности воспитателя, определяет сложное индивидуально-психологическое, полифункциональное образования профессиональных теоретических знаний, ценностных установок, личностных качеств и практических умений педагога в сфере педагогического прогнозирования дошкольного образования, а также мотивационно ценностного отношение к прогностической деятельности, стремление к планированию собственного профессионального самоопределения и личностного развития детей дошкольного возраста.

Знание будущий воспитатель дошкольного учебного заведения приобретает в течение всего обучения при изучении учебных дисциплин: фундаментальных социально-гуманитарных и профессионально ориентированных. Другими важными составляющими являются знания методик воспитания профессионально ориентированных дисциплин, возможностей использования прогностического подхода в воспитательном процессе дошкольного учебного заведения; нормативных документов и современных педагогических технологий по проектированию развития и воспитания детей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Подготовка будущих специалистов дошкольного образования

В условиях модернизации образования особое значение приобретают знания возможностей педагогически целесообразного комплексного прогнозирования в учебно-воспитательном процессе дошкольного образования. Среди умений выделяют гностические, аналитико-поисковые, прогностические, коммуникативные, информационно креативные, дидактические, диагностические, перспективные, проектировочные, суггестивные, организационные.

Будущий воспитатель дошкольного учебного заведения должен обладать определенными навыками, а именно:

— навыками адекватного целеполагания,
— планирования,
— программирования,
— проектирования и реализации процесса развития,
— обучения и воспитания детей,
— формировать основы мировоззрения воспитанников.

Использовать теоретические знания на практике, устанавливать контакт с группой, каждым ребенком, планировать профессиональную деятельность, владеть методологией исследований в области дошкольного образования.

Важными для будущего воспитателя дошкольного учебного заведения является сформированность общей и профессиональной культуры, основ мировоззрения, способность к эмпатии, к восприятию новой информации, гибкость, заинтересованность, толерантность. Обязательными являются честность, любовь к ребенку, доброжелательность, терпение, оптимизм. Необходимыми для успешной будущей профессиональной деятельности является творческое логическое мышление, развитая интуиция.

Направленность личности ориентированность на профессию воспитателя детского сада, готовность к творческой работе, социально значимое ценностное отношение к событиям, людям, детям, к себе, а также профессиональные интересы, желания, влечения, идеалы.

Необходимым для педагога является также способность к рефлексии (самоанализ, самонаблюдение, самооценка своих действий и поступков; сопоставление, осмысление педагогических задач и социально-педагогических ситуаций; адекватная реакция на изменения, способность к самосовершенствованию и самореализации в изменяющемся объективном среде).

Таким образом, владение прогнозированием, по нашему мнению, позволит молодым воспитателям дошкольных учебных заведений успешно преодолевать затруднения в собственной педагогической деятельности и является необходимым условием становления профессионализма и, соответственно, улучшение качества образования дошкольников.

Похожее ...

Добавить комментарий