Интеграция музыкального и эстетического пространства

Интеграция музыкального и эстетического пространства

Интеграция музыкального и эстетического пространства

Интеграция музыкального и эстетического пространства

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, ни одна из современных методологических систем и парадигм не способна самостоятельно, глубоко и всесторонне воссоздать всю полифоническую гамму музыкального феномена. Вместе с тем, феноменологическую методологию следует рассматривать как теоретическое обоснование для осмысления феноменологической эстетики музыки. Познавательное значение последней заключается в том, что оно во-первых, она предлагает понимание музыки через собственную ее сущность, зато отвергая априорные и вполне очевидные псевдомузыкальные системы и понятия; во-вторых, она позволяет осмысливать доминантные музыкальные сущности, сосредоточивая внимание на эстетико-феноменологических аспектах познания; в-третьих, выяснив собственно музыкальную сущность произведения, феноменологическая эстетика позволяет редуцировать все объективно личностные трансцендентные интерсубъективние элементы в музыкальном мировосприятии.

Бесспорно, эстетика, которую исследователи относят преимущественно к элитарным наук будущего, предлагает разнообразные знания в области философии и искусства, изящный эстетический вкус, развитое художественное мышление. Стоит отметить, что музыка также представляет собой пример одного из самых абстрактных, интеллектуальных и глобально-эмоциональных искусств. Заметим, что проложить своеобразный гносеологический городов от эстетики и музыки к образованию достаточно сложной задачей. Зато известный швейцарский пианист и музыкант-педагог Э. Фишер обращал внимание на то, что одни и те же законы господствуют как в фуге Баха, так и в звучании АККОРД, в естественном процессе роста растений, в глобальном движении Вселенной. По его мнению, привлечение к музыке, а через нее к мудрости и любви, которые определяют реальное лицо цивилизации, является святой обязанностью, величайшей честью и большим счастьем для каждого поэта-музыканта и педагога.

Читайте также  Музыкальные произведения в процессе инструментальной подготовки будущего учителя музыки

Нужно подчеркнуть, что музыкальная педагогика производит и формирует целостное знание о процессах привлечения личности к музыкальной культуре, используя знания фундаментальных гуманитарных наук о человеке и знания в области музыкального искусства.

Специфика музыкальной педагогики находит свое выражение в своеобразном диалоге и разграничении между тем, что присуще в данный момент творческим процессам музыки и человека

Именно в пространстве такого диалога происходит формирование гносеологического понимания методолого-педагогических проблем музыкального образования, их озарений и сущностей.

Как отмечают авторитетные российские исследователи, в проблемном поле этого творческого музыкально-эстетического диалога сформировалась новая отрасль социогуманитарного знания — философия музыкального образования. Несмотря на то, что теоретико-методологические основы музыкально-педагогической деятельности в зарубежной педагогике развиваются в предметном пространстве философии музыкального образования, а в отечественной научной мысли наиболее употребительным является терминология, связанная со статусом методологии музыкального образования, однако в обоих случаях целесообразно не только определить, но и продуктивно использовать ценностные философско художественные конструкции построения музыкально-образовательных процессов, найти оптимальные формы общения детей, которые бы обеспечили преемственность и новаторство в развитии музыкальной культуры, которая является достаточно острой проблемой для музыкальной педагогики, прежде всего, в философско методологическом смысле.

С грустью приходится констатировать, что практически отсутствуют конструктивные, плодотворные дискуссии и взвешенные обсуждения, в которых бы поднимались вопросы стратегических ориентиров и задач отечественного образования, в частности музыкальной.

Определенная часть специалистов по руководителей властного олимпа считают их актуальными и бесперспективными

В свою очередь, предполагается, что все универсальные духовно-культурные ценности в очередной раз в готовом виде будут направлены сверху педагогам и их ученикам. Однако следует учитывать, что педагогическим сообществом накоплен достаточный потенциал скептицизма, для того чтобы не попасть в эти хорошо продуманные уловки и в край опасные духовные ловушки для общества.

Читайте также  Зависимость от компьютерных игр у молодёжи

Более того остро ощущается потребность в самостоятельном, критическом осмыслении каждой освещенной, творчески мыслящим человеком сущности жизненных и художественных процессов в выборе каждым педагогом соответствующей философско-педагогической стратегии.

Несмотря на то, что все мы глубоко погружены в бурный поток современной динамичной жизни в стране, в непрерывный хаотический образовательный бум, игнорируем и нередко с иронией воспринимаем рефлексии будущего, однако в него нужно не только заглядывать, но и приближать футуристические горизонте к реальным границ и горизонтов настоящее.

Априорно есть основания утверждать, что достойного будущего мы можем не дождаться, если не будем стремиться понять философский смысл перспективных идей человеческого и творческой жизни личности, мы не будем тщательно готовить семена для того, чтобы они своевременно созревали и прорастали в условиях.

Напомним в этой связи, что знаменитый греческий философ Аристотель каждую свою лекцию начинал такими словами: «Друзья мои! Нет друга». Перефразируя эту глубокую метафористично обрамленную мнению можно предположить вполне вероятную трагической цивилизационную ситуацию в будущем «О моя музыка! Нет музыки ». По нашему глубокому убеждению, для того чтобы этот неутешительный, пессимистический прогноз для цивилизационной сообщества не был реализован, нужно целенаправленно, последовательно, а главное — оптимистично воплощать в красивую мелодию жизни идеи феноменологической целостности и гносеологической единства эстетики, музыки, образования.

Похожее ...

Добавить комментарий