Развитие подвижности пальцев студента-баяниста

Развитие подвижности пальцев студента-баяниста

Развитие подвижности пальцев студента-баяниста

Развитие подвижности пальцев студента-баяниста

Исходя из современных требований к подготовке высококвалифицированных специалистов-музыкантов и опираясь на опыт передовых преподавателей по классу баяна. Можно определить пути и методы совершенствования исполнительских (физических) способностей, организации и настройки самостоятельной работы студентов над выработкой подвижности пальцев.

В течение привычных 45-мин. занятия с основного инструмента трудно добиться развития различных видов техники и подвижности пальцев обеих рук, если они дозируются тем, что способствуют развитию, укреплению или сохранению тренированности. Это факторы, которые говорят о тренировочные нагрузки, о самостоятельной работе студента над развитием технического мастерства. Во время занятия преподавателю, как правило, больше приходится работать над художественным образом произведения. Технически трудные места рекомендуются дорабатывать студентам в процессе самостоятельной работы. Ведь очень часто студенты прибегают к многократному механического повторения, без учета индивидуальных особенностей рук или пальцев, тем самым забывая об усталости мышц и, как следствие, — малоэффективности труда.

Психологи различают «внешнюю» и «внутреннюю» стороны нагрузки. Внешнюю сторону и ее структуры образуют следующие компоненты: интенсивность, продолжительность и объем влияния, частота занятий.

Внешнюю нагрузку можно планировать и оценивать. Отклонения могут зависеть от индивидуального восприятия к нагрузкам и работоспособности студента, а также от условий, в большинстве случаев подлежат только приблизительном оценке. Это может быть психическое и физическое состояние студента, метеорологические факторы, сложность репертуара и т. д.

Между нагрузкой и адаптацией имеет место связь, который необходимо учитывать при планировании тренировочных занятий. В первую очередь — это условие четкой регламентации нагрузки и отдыха. Физические и эмоциональные потери приводят через некоторое время к усталости, которая снижает возможности организма.

Читайте также  Зависимость от компьютерных игр у молодёжи

Для развития физических качеств необходимым фактором является небольшое преувеличение максимальной величины интенсивности

Но при этом необходимо учесть индивидуальные особенности студента, уровень его технической подготовки. Оптимальная загруженность обеспечивает действенность исполнительного нагрузки, задерживает наступление усталости. При большом объеме и определенной интенсивности нагрузки осуществляется развитие выносливости. При малом объеме, но максимальной интенсивности развиваются скоростные и силовые качества. При высокой интенсивности и большом объеме нагрузок развивается скоростная и силовая активность.

Развитию долговременной подвижности пальцев способствует метод непрерывной нагрузки с умеренной интенсивностью движений. Например, 4 мин. игры — 2 мин. отдыха или 5 мин. игры — 3 мин. отдыха. Для развития скоростной выносливости, необходимой для исполнения виртуозных эпизодов, рекомендуются интенсивные нагрузки и более длительный отдых: 1: 3, 1: 5. При скоростном и силовом тренировке с максимальной интенсивностью оптимальным считается соотношение 2: 5. В современной методике этот метод получил название «интервальный».

Выработка удобной аппликатуры облегчает задачу, способствует подвижности пальцев, снижает утомляемость рук

Подбирая аппликатуру, нельзя руководствоваться тем, насколько она удобна при медленной игре, потому что это еще не гарантирует ее пригодности для выполнения в быстром темпе. Нужно непременно испытать ее в быстром движении на уровне автоматических неосознанных действий. В медленных темпах невозможно одновременно и точно смоделировать все параметры будущих движений.

Музыкантам преподаватели, как правило, рекомендуют управляться по 4-5 раз в неделю, студентам — ежедневно. А виконавци- профессионалы, как правило, занимаются 2 раза в день по несколько часов.

Читайте также  Хореография как средство развития артистические способности детей

Тренировочное и повседневную жизненное нагрузка должна соответствовать способности музыканта их переносить. В случае же наступления стадии «перегрузки» или «переигровки» абсолютный покой не желателен, поскольку он ведет к углублению патологических явлений.

Музыкальное исполнительство обусловливает также и двойное эмоциональную нагрузку. Первое связано с переживанием музыкальных образов, второе — страх сцены. Самое переносят его студенты со слабой нервной системой.

Как показывают опыты, максимальная частота движений самая у лиц с уравновешенностью нервных процессов.

Поэтому можно говорить, что:

— Наиболее легко развивается моторная деятельность у представителей сильного типа — сангвиников. Двигательные навыки у них формируются быстро, отличаются прочностью, устойчивостью;

— У холериков действия резкие, отрывистые. Они склонны к излишнему преувеличение. Навыки у них формируются трудно. Длительные занятия устраняют эти недостатки, но не полностью. Характерная их несобранность ведет к тому, что в определенных условиях (стрессовых ситуациях, выступлениях или ответственных концертах) их моторная деятельность часто рассеивается;

— Игра флегматиков в целом отличается медлительностью. Однако точность, слаженность, высокая координация действий в значительной степени компенсируют их инертность;

— Наименее совершенная моторная организация у представителей слабого типа — меланхоликов. Необходимые виртуозные навыки у них формируются с большим трудом, а в стрессовых ситуациях — легко разрушаются.

Для решения поставленных задач нужен комплексный, аналитический подход в процессе работы над развитием технического мастерства и сценической выдержки. В том числе это относится и к самостоятельной работе и планирование тренировочных нагрузок студента-баяниста.

Похожее ...

Добавить комментарий