Диагностика профессиональной компетентности будущих учителей

Диагностика профессиональной компетентности будущих учителей

Диагностика профессиональной компетентности будущих учителей

Сегодня в процессе профессиональной подготовки при обучении в высшем педагогическом учебном заведении, к сожалению, формированию организационной компетентности будущих учителей уделяется недостаточно внимания. Следствием этого является то, что молодые учителя часто сталкиваются с трудностями, связанными именно с организационными моментами в школьной практике. В частности, вчерашние выпускники высших педагогических учебных заведений не умеют правильно организовать урок или определенный воспитательное мероприятие, у них вызывает затруднения организация коллектива детей на выполнение общего дела, возникает страх перед самостоятельным принятием решения и тому подобное.

Зато в своей дальнейшей работе с учениками для реализации активной педагогической позиции на основе научных знаний, будущий учитель должен уметь:

  • изучать личность и отдельные ее свойства, применяя комплекс методик проектировать развитие личности и ученического коллектива;
  • планировать и осуществлять обучение как целостный системный процесс, формирует знания и умения в сочетании с развитием личности школьника;
  • создавать в коллективе микроклимат, который способствует не только усвоению знаний, но и развития личности в целом;
  • планировать и осуществлять работу классного руководителя как одной из подсистем целостного процесса формирования личности.

В структуре педагогической диагностики профессиональной компетентности будущих учителей выделяют следующие три основных блока и их компоненты:

1) целевой блок: целевой компонент, содержательный компонент, мотивационный компонент;

2) функциональный блок: межкультурный компонент, коммуникативный компонент, деятельностный компонент;

3) оценочный-результативный блок: рефлексивный компонент, результативный компонент.

Содержание целевого компонента подготовки будущих учителей начальных классов ориентирован на выявление общей осведомленности, актуализацию объема педагогических знаний, умений и навыков студентов, использование инновационных педагогических технологий, стимуляцию профессионально-личностной мотивации, направленной на расширение собственных профессиональных возможностей, открытости к новаторской деятельности, формирования целесообразной самоорганизации и рефлексии учебно-практических и научно-исследовательских усилий по усвоения и отработки в учебном процессе вуза технологии профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы. Важным этапом развития является так же дошкольное образование, техники детского развития в этом возрасте отличаются от школьных, актуальны на сегодня детское поделки, например на тему осень.

Читайте также  Лингводидактическая проблематика изучения русского языка

Стратегическими концептуальными ориентирами моделирования процесса подготовки будущих учителей являются принципы организации учебного процесса: единство учебной, профессионально-педагогической направленности; взаимосвязь систем педагогических, профессионально ориентированных наук; действенность профессиональных знаний, умений и навыков; направленность на развитие самостоятельности использования инновационных технологий.

Мотивационный компонент состоит из ряда факторов:

  • эмоционально волевое состояние готовности будущих учителей к участию в интерактивном сотрудничестве;
  • создание системы личных мотивов по развитию умений субъект-субъектного взаимодействия;
  • поощрение учащихся с разным уровнем развития психологических и множественных интеллектуальных способностей;
  • заинтересованность учащихся к выполнению интерактивных задач и достижения общих результатов;
  • осознание потребности в развитии умений и навыков взаимодействия;
  • участие в процессе взаимодействия, построенном по принципу «равный равному»;
  • самосовершенствования и рефлексия качества выполненной деятельности;
  • использование умений критического мышления и творческий подход к решению образовательных задач;
  • приобретения социального, общественно значимого, межкультурного опыта общения и взаимодействия.

Функциональный блок раскрывает:

— сущностные признаки и факторы профессионально — педагогической подготовки будущих учителей;
— акцентирует гуманистическое направление образования;
— приводит изучение основ педагогического мастерства;
— отражает степень важности приобретения и обогащения профессионального опыта;
— требует объяснения характера и степени взаимодействия между учителем и учеником с теоретической и практической стороны.

Коммуникативный компонент отражает:

— сформированность коммуникативных способностей;
— развитие умений формирования собственных высказываний в письменной и устной форме, учитывая межкультурные, социально-культурные, интерактивные и психологические аспекты общения;
— расширение круга способностей к установки контакта для коммуникации, созданной на основе взаимодействия;
— приобретения практического и профессионального опыта участия в общении основным направлениям: публичный, личный, образовательный, профессиональный;
— способность ведения диалога, дискуссии или интервью в рамках изучения гуманитарных дисциплин;
— участие в анкетировании и опросе как базовых элементов интерактивного учебно-воспитательного процесса.

Читайте также  Асимптотические свойства решений систем дифференциальных уравнений

Деятельностный компонент предусматривает:

— готовность будущего учителя к самостоятельному поиску, познания и использования учебной информации, необходимой для установления и поддержания взаимодействия с учащимися;
— создание и использование собственных механизмов (технологий) формирование интерактивных умений;
— анализ содержания учебных программ.

Оценочно-результативный блок приводит оценки, корректировки и анализ достигнутых результатов в процессе формирования профессиональной компетентности будущих учителей. Корректировка учебной деятельности студентов проходит с учетом качественных показателей и критериев уровня сформированности обозначенной компетентности. Это позволяет управлять процессом получения необходимых знаний и умений в ходе обучения.

Рефлексивный компонент заключается в:

— постоянном осуществлении самоанализа выполняемых действий в процессе общения и сотрудничества;
— использование способностей рефлексии по отношению к качеству полученных знаний, умений, действий, выполненных в ходе решения интерактивных задач;
— планирование следующих действий по улучшению процесса взаимодействия, принятия совместных решений, выдвижение стратегий в применении различных форм, методов и средств обучения; ориентация на установление обратной связи;
— самоконтроль собственных учебных успехов и неудач.

Результативный компонент включает:

— подготовку будущего учителя к оценке содержания достигнутых результатов;
— согласно результатам, прогнозирования возможных новых достижений;
— совершенствование механизмов, которые способствуют успешному выполнению различных видов задач;
— выявление и проверка факторов, препятствующих эффективному функционированию общения и сотрудничества;
— анализ профессиональной деятельности .

Похожее ...

Добавить комментарий