Диагностика профессиональной компетентности будущих учителей

Диагностика профессиональной компетентности будущих учителей

Диагностика профессиональной компетентности будущих учителей

Сегодня в процессе профессиональной подготовки при обучении в высшем педагогическом учебном заведении, к сожалению, формированию организационной компетентности будущих учителей уделяется недостаточно внимания. Следствием этого является то, что молодые учителя часто сталкиваются с трудностями, связанными именно с организационными моментами в школьной практике. В частности, вчерашние выпускники высших педагогических учебных заведений не умеют правильно организовать урок или определенный воспитательное мероприятие, у них вызывает затруднения организация коллектива детей на выполнение общего дела, возникает страх перед самостоятельным принятием решения и тому подобное.

Зато в своей дальнейшей работе с учениками для реализации активной педагогической позиции на основе научных знаний, будущий учитель должен уметь:

  • изучать личность и отдельные ее свойства, применяя комплекс методик проектировать развитие личности и ученического коллектива;
  • планировать и осуществлять обучение как целостный системный процесс, формирует знания и умения в сочетании с развитием личности школьника;
  • создавать в коллективе микроклимат, который способствует не только усвоению знаний, но и развития личности в целом;
  • планировать и осуществлять работу классного руководителя как одной из подсистем целостного процесса формирования личности.

В структуре педагогической диагностики профессиональной компетентности будущих учителей выделяют следующие три основных блока и их компоненты:

1) целевой блок: целевой компонент, содержательный компонент, мотивационный компонент;

2) функциональный блок: межкультурный компонент, коммуникативный компонент, деятельностный компонент;

3) оценочный-результативный блок: рефлексивный компонент, результативный компонент.

Содержание целевого компонента подготовки будущих учителей начальных классов ориентирован на выявление общей осведомленности, актуализацию объема педагогических знаний, умений и навыков студентов, использование инновационных педагогических технологий, стимуляцию профессионально-личностной мотивации, направленной на расширение собственных профессиональных возможностей, открытости к новаторской деятельности, формирования целесообразной самоорганизации и рефлексии учебно-практических и научно-исследовательских усилий по усвоения и отработки в учебном процессе вуза технологии профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы. Важным этапом развития является так же дошкольное образование, техники детского развития в этом возрасте отличаются от школьных, актуальны на сегодня детское поделки, например на тему осень.

Читайте также  Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания

Стратегическими концептуальными ориентирами моделирования процесса подготовки будущих учителей являются принципы организации учебного процесса: единство учебной, профессионально-педагогической направленности; взаимосвязь систем педагогических, профессионально ориентированных наук; действенность профессиональных знаний, умений и навыков; направленность на развитие самостоятельности использования инновационных технологий.

Мотивационный компонент состоит из ряда факторов:

  • эмоционально волевое состояние готовности будущих учителей к участию в интерактивном сотрудничестве;
  • создание системы личных мотивов по развитию умений субъект-субъектного взаимодействия;
  • поощрение учащихся с разным уровнем развития психологических и множественных интеллектуальных способностей;
  • заинтересованность учащихся к выполнению интерактивных задач и достижения общих результатов;
  • осознание потребности в развитии умений и навыков взаимодействия;
  • участие в процессе взаимодействия, построенном по принципу «равный равному»;
  • самосовершенствования и рефлексия качества выполненной деятельности;
  • использование умений критического мышления и творческий подход к решению образовательных задач;
  • приобретения социального, общественно значимого, межкультурного опыта общения и взаимодействия.

Функциональный блок раскрывает:

— сущностные признаки и факторы профессионально — педагогической подготовки будущих учителей;
— акцентирует гуманистическое направление образования;
— приводит изучение основ педагогического мастерства;
— отражает степень важности приобретения и обогащения профессионального опыта;
— требует объяснения характера и степени взаимодействия между учителем и учеником с теоретической и практической стороны.

Коммуникативный компонент отражает:

— сформированность коммуникативных способностей;
— развитие умений формирования собственных высказываний в письменной и устной форме, учитывая межкультурные, социально-культурные, интерактивные и психологические аспекты общения;
— расширение круга способностей к установки контакта для коммуникации, созданной на основе взаимодействия;
— приобретения практического и профессионального опыта участия в общении основным направлениям: публичный, личный, образовательный, профессиональный;
— способность ведения диалога, дискуссии или интервью в рамках изучения гуманитарных дисциплин;
— участие в анкетировании и опросе как базовых элементов интерактивного учебно-воспитательного процесса.

Читайте также  Лингводидактическая проблематика изучения русского языка

Деятельностный компонент предусматривает:

— готовность будущего учителя к самостоятельному поиску, познания и использования учебной информации, необходимой для установления и поддержания взаимодействия с учащимися;
— создание и использование собственных механизмов (технологий) формирование интерактивных умений;
— анализ содержания учебных программ.

Оценочно-результативный блок приводит оценки, корректировки и анализ достигнутых результатов в процессе формирования профессиональной компетентности будущих учителей. Корректировка учебной деятельности студентов проходит с учетом качественных показателей и критериев уровня сформированности обозначенной компетентности. Это позволяет управлять процессом получения необходимых знаний и умений в ходе обучения.

Рефлексивный компонент заключается в:

— постоянном осуществлении самоанализа выполняемых действий в процессе общения и сотрудничества;
— использование способностей рефлексии по отношению к качеству полученных знаний, умений, действий, выполненных в ходе решения интерактивных задач;
— планирование следующих действий по улучшению процесса взаимодействия, принятия совместных решений, выдвижение стратегий в применении различных форм, методов и средств обучения; ориентация на установление обратной связи;
— самоконтроль собственных учебных успехов и неудач.

Результативный компонент включает:

— подготовку будущего учителя к оценке содержания достигнутых результатов;
— согласно результатам, прогнозирования возможных новых достижений;
— совершенствование механизмов, которые способствуют успешному выполнению различных видов задач;
— выявление и проверка факторов, препятствующих эффективному функционированию общения и сотрудничества;
— анализ профессиональной деятельности .

Похожее ...

Добавить комментарий