Формирование коммуникативных качеств личности учителя

Формирование коммуникативных качеств личности учителя

Формирование коммуникативных качеств личности учителя

Формирование коммуникативных качеств личности учителя

Процесс развития украинской высшей школы, как и общества в целом, сопровождается осознанием необходимости утверждения современных цивилизованных форм сосуществования людей на основе общечеловеческих ценностей, соблюдением высоких духовных, нравственных и культурных основ. Гуманистические ценности и соответствующие им нормы деятельности должны определять как повседневное поведение и межличностные отношения, так и существенно влиять на содержание и формы учебно-воспитательного процесса в высшей школе, на развитие личности, формирование у нее гуманистического мировоззрения, национального сознания, высокой речевой культуры, эстетических вкусов, коммуникативной компетентности.

Для успешного осуществления профессиональной деятельности учитель должен обладать качествами, обеспечивающими ее результативность и эффективность. Речь идет, главным образом, о способности к совершенствованию своей педагогической коммуникации, приобретение коммуникативных навыков и умений, реализации социально — психологической адаптации, способности регулировать внутренне коллективные, межколлективные и межличностные отношения, предвидеть результат и получать эмоциональное удовлетворение на всех этапах педагогического общения и тому подобное.

Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной теме общения и коммуникации, позволяет сделать вывод, что коммуникативные качества учителя рассматриваются как органическая составляющая многогранного процесса организации педагогического общения самого учителя с учениками. Важной при этом возникает проблема адекватности восприятия себя в общении при взаимодействии его участников, признание значимости индивидуально-психологических особенностей собеседников, возможности быстрого усвоения новых, более эффективных форм коммуникативного поведения.

В педагогической деятельности общение выступает как функциональная и профессионально значимое категория, поскольку оно является одним из главных факторов, от которых зависит как формирование и развитие личности ученика, так и максимальная реализация индивидуальных возможностей учителя. Коммуникативные качества учителя является фактором, обеспечивающим эффективность общения в совместной деятельности и несомненно сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Уровню образования в уже не соответствует такое профессионально-педагогическое общение, ориентированное только на утверждение «субъект объектных» отношений. Собственно такой подход противоречит гуманистическим принципам процесса обучения.

Можно утверждать, что сегодня существует четко выраженная социальная потребность в усовершенствовании процесса педагогической деятельности учителя, предусматривает демократически гуманистический характер отношений между участниками учебно-воспитательного процесса

Но при этом очень часто не соответствует уровень формирования коммуникативных качеств учителей. Новых измерений должна также приобретать личность учителя как субъекта образовательного процесса, которая способна обеспечить педагогическое руководство развитием культуры общения учащихся.

Развитие коммуникативных качеств учителя является насущной проблемой для современной школы. Это — важное условие оптимизации обучения, воспитания и развития личности учащихся. При этом основной парадигмой в исследовании педагогических коммуникативных качеств учителя является субъект-субъектное взаимодействие, которое характеризуется тем, что участниками коммуникативного процесса является личности, отличающиеся активностью, способностью сознательного целенаправленного планирования и организации своего поведения и жизнедеятельности в целом и в то же время взаимовлияют, определенным образом воспринимают и оценивают друг друга. Важной предпосылкой развития коммуникативных качеств учителя есть потребность в осуществлении контактов с другими участниками учебно-воспитательного процесса, а также его профессиональная компетентность.

Коммуникативные качества учителя выступают как составляющая организации педагогического общения с другими участниками коммуникативного процесса, веским основанием для адекватного восприятия себя в общении при взаимодействии. Принимаются во внимание также индивидуально-психологические особенности собеседников, скорость и легкость усвоения новых, более эффективных форм коммуникативного поведения.

Читайте также  Учебные статистические исследования в основной и старшей школе

Рассмотрение различных аспектов важнейшей проблемы — обоснование педагогических основ формирования коммуникативных качеств личности учителя следует осуществлять, используя идею о культуре как сосредоточение социальных, духовных, логических, нравственных, эстетических смыслов человеческого бытия в определенном историческом контексте.

Решающую роль в развитии личности и формировании социума культуры в целом играет, по его мнению, диалог, благодаря которому между людьми утверждаются отношения, построенные на основе взаимопонимания и сотрудничества, а не на монологической противостоянии отдельных позиций, взглядов, подходов. Диалог выступает также важной формой взаимодействия между учеником и учителем в ходе учебно-воспитательного процесса. В общем диалогические отношения — это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь, все аспекты и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение. Все в жизни есть диалог, то есть диалогическая взаимодействие.

Следует учитывать и то важнейшую обстоятельство, что диалог выступает формой бытия и развития культуры, более того, смысл и бытие самой культуры заключается в диалоге

Диалог и диалогизм в широком смысле слова — это не просто спор, полемика (они выступают лишь внешними признаками диалогизму). В процессе общения, взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса — это поиск глубинных смыслов, сочетание многих голосов, что в целом дополняет понимание самой культуры и личности как ее смыслового центра.

Диалогические отношения не сводятся ни к чисто логических, ни к чисто предметных. Здесь встречаются целостные позиции, целостные личности. В основе всех взаимодействий, происходящих между людьми, в пределах человеческого бытия лежит именно диалог, в самом широком и понятном смысле, а также наличие и самоутверждения личностных позиций, поиск связи с другой личностью, общения Я с Ты. Малые динамические самостоятельные группы как один из способов существования школьной и педагогического сообщества постепенно становятся основными звеньями в общении, в решении сложных нравственных проблем в осуществлении нравственного выбора и ответственных решений. Благоприятная атмосфера для этого составляется при изучении дисциплин, в наибольшей степени способствуют формированию личности, развития ее духовных качеств и нравственных основ. Речь идет прежде всего о гуманитарные науки.

Следует отметить, что необходимым условием эффективной организации учебно-воспитательного процесса остается формально-ролевое общение или чисто деловая коммуникация. Человек в данной коммуникации выступает средством для достижения цели, которую ставит перед собой та или иная сообщество. При этом часто обесцениваются, нивелируются личностные измерения самой коммуникации. В подобных ситуациях человек выступает как «управляемая вещь», а коммуникация возникает чисто функциональными отношением, превращается в коммуникацию предметной, инструментальной рациональности.

Однако формальная коммуникация не может определять содержание и формы учебного процесса

Существенным фактором развития человека, реализации его личностных возможностей выступает межличностное общение, в значительной мере характеризует гуманитарное пространство. Через межличностное общение, а также благодаря взаимопониманию между субъектами формируется особая рациональность — коммуникативная.

Межличностное общение основывается на взаимности, открытости отношений, преимущественно глубоко личностных, в противовес анонимным или чисто функциональным. Важным для понимания характера учебно-воспитательного процесса и его результатов является то, что межличностное общение реализуется именно тогда, когда в нем чувствуется особая необходимость. В межличностном взаимодействии могут также выдвигаться альтернативные подходы к постановке и решению различных проблем, формулируются и обсуждаются в процессе преподавания той или иной дисциплины. Благодаря тому, что носителем активности здесь выступает индивид, происходит своеобразная персонификация социальной среды, частью которого выступают учитель и ученик.

Читайте также  Анализ подходов и технологий к обучению иностранного языка

Учебно-воспитательный процесс также сопровождается взаимной заинтересованностью, которая возникает в его ходе неформального, не за ангажированного общения между учителем и учеником. В связи с этим развивается еще одна выразительная черта общения — избирательность (адресность) контактов между личностями. Межличностные связи, неформальные контакты возникают только тогда и между теми людьми, которые заинтересованы в этом общении. Специфика коммуникации, ориентированной на понимание и сотрудничество, предоставляет человеку гораздо больше возможностей для самореализации, раскрытия своих творческих возможностей, талантов и способностей.

В процессе коммуникативного взаимодействия реализуются педагогически психологические механизмы, стимулирующие развитие индивидуальных, сущностных черт человека, высвобождение творческих потенций личности, инициативы

Нетрадиционный подход к обучению имеет своим следствием то, что складываются предпосылки для быстрого решения задач, относящихся учителем, становится возможным самостоятельный выбор средств и путей творческой деятельности. В целом это позволяет человеку реализовывать свои личностные потенции и мощную внутреннюю энергию.

Межличностная диалогическое взаимодействие, основанная на близком контакте, духовной общности, внутренний солидарности направлена на удовлетворение основных нужд человека в другом человеке, способствует раскрытию творческих возможностей каждого человека, признанию автономности личности в различных видах человеческой деятельности. Именно в культурном, гуманитарном среде происходит трансляция знаний, причем она зависит от характера отношений, складывающихся между субъектами общения, от способов коммуникаций и тому подобное.

Формирование гуманитарного мышления в широком смысле слова обусловливается также необходимостью регулирования деятельности и поведения современного молодого человека в различных нестандартных, неординарных ситуациях, ситуациях психологической неопределенности, то есть в условиях, когда субъекту необходимо объединить в одно целое диаметрально противоположные точки зрения, позиции, эмоции, или же принять быстрое решение. Межличностное общение и диалог компенсируют невозможность полного логического анализа ситуации и выступают способом решения сложных и неординарных проблем. Именно тогда человек ищет удовлетворения потребности в признании своей личности, своей значимости, ищет опоры, главным образом, в своем ближайшем окружении, в людях, близких по духу, интересам.

Таким образом, профессиональный и личностный развитие личности, ее саморазвитие, требования к повышению уровня профессионализма учителя, его педагогического мастерства, поиск и нахождение путей оптимизации профессиональной деятельности с необходимостью предполагает формирование высокой коммуникативной культуры, развитие всесторонних коммуникативных качеств участников учебно-воспитательного процесса.

Речь идет, прежде всего, о получении личностью тех качеств, которые делают создание особого социально-коммуникативного пространства, в котором могут реализовываться важные цели и программы деятельности

Не вызывает сомнения также приоритет общечеловеческих ценностей, гуманистических целей, нравственного сознания, развитие которых происходит в процессе обучения, в значительной мере обеспечивает своеобразное «вхождения» личности в мир культуры. Благодаря межличностном взаимодействии, развитии коммуникативных качеств человека и реализации их в различных видах деятельности в значительной степени происходит гуманизация современной жизни, становится возможной переоценка человеческих ценностей, утверждаются новые подходы к обучению с позиций соблюдения гуманистических норм и принципов.

Похожее ...

Добавить комментарий