Классификация социальных групп в контексте их устойчивого развития

Классификация социальных групп в контексте их устойчивого развития

Классификация социальных групп в контексте их устойчивого развития

Реализация стратегии устойчивого развития цивилизации как основного ориентира третьего тысячелетия, предусматривает сбалансированный экологический, экономический и социальный прогресс мирового сообщества в течение длительного времени. Возможно только при условии устойчивого прогрессивного развития социальных групп как составляющих общества, обеспечивающие его стратегическую стабильность. Поскольку решение глобальных проблем человечества не может быть достигнуто усилиями отдельных личностей. Важна консолидация усилий в рассматриваемом направлении.

Анализ научной литературы свидетельствует, что в настоящее время не существует четкой классификации социальных групп, их классифицируют по различным признакам, а именно:

— принципом формальности (формальные, неформальные) размером (малые, средние, большие группы);
— возрасту (дети, молодежь, взрослые, люди старшего возраста) сферами функционирования (производственные, учебные, семейные, дружеские) продолжительностью существования (временные, постоянные);
— регулярностью и частотой взаимодействия (первичные, вторичные) составом (элементарные, сложные, составные) психологическим критериям (демократические, авторитарные) и другим признакам.

Различают крупные, средние и малые социальные группы

Так, к большим группам относятся сообщества людей, существующих в масштабах общества: этнические сообщества (нация, народ), возрастные группы (дети, молодежь, взрослые, пенсионеры), профессиональные и др. К средним социальных групп относят территориальную общину, трудовые коллективы, общественные объединения.

Примерами различных малых групп семья, студенческая группа, школьный класс, дружеские компании, соседские сообщества, количественный состав которых не превышает нескольких десятков человек. Кроме этого, выделяют также группы «риска» — социальные группы или сообщества. Которые в силу специфики внутригрупповых интересов, ценностей, норм поведения представляют угрозу для сохранения стабильности общества или отдельных его структур. К ним относят правонарушителей, людей с аморальным, асоциальным поведением, агрессивной ориентацией, различными видами зависимости и девиаций, жертв насилия, лишенных родительской опеки, беспризорных, трудновоспитуемых и др.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Политическая компетентность преподавателя в условиях интеграции

Состояние социальных групп соответственно обусловливает состояние самого общества — гармоничный и прогрессивный или разбалансирован

Увеличение проблемных социальных групп, а также кризисные явления, характерные для детей, молодежи, взрослых, людей старшего возраста, семьи, общины, нации как важных групп, составляющих основную социальную структуру общества и определяют вектор его развития. Обусловливают актуальность перевода указанных социальных групп на уровень устойчивого развития. Представляет собой устойчивый гармоничный прогресс социальной общности на принципах гуманизма, положительной социального взаимодействия и солидарности, способности к само- и взаимопомощи, самовосстановления и самосовершенствования. А также совместной продуктивной деятельности, социального творчества с целью прогрессивного развития общества.

Большой вклад в решение указанных задач может сделать социальный педагог как специалист в области социального воспитания, работает с представителями различных социальных групп — как положительно направленных. Так и проблемных и «групп риска», способствуя гармонизации отношений человека с миром. Социальный педагог, который в своей профессиональной деятельности взаимодействует с детьми и взрослыми, больными и здоровыми, трудновоспитуемыми и одаренными, благополучными и «группы риска». А также с отдельной личностью, семьей, коллективом, обществом, способствуя предупреждению социальных отклонений. А также оказывая помощь в сложных жизненных обстоятельствах, по своему профессиональному назначению и уровню компетентности может и должен выступить важным субъектом стимулирования различных социальных групп к устойчивому развитию. Способным объединять их усилия для устойчивого прогрессивного развития общества.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Составляющие методической компетентности будущего учителя

Деятельность социального педагога по переводу различных социальных групп на уровень устойчивого развития предполагает:

1) организацию социальной работы с детьми и молодежью (по осознание ими своего предназначения, положительного личностно-социального развития, стимулирования к активному участию в общественной жизни через широкомасштабную пропаганду и приобщение к волонтерскому движению, деятельности общественных организаций);

2) целенаправленную деятельность по повышению значимости и стабильности семьи как социальной группы. Которая является важным институтом социального воспитания подрастающего поколения;

3) организацию их взаимодействия с постепенной активизацией и широким привлечением других социальных групп. В том числе взрослых, людей старшего возраста, общины для их дальнейшего совместного влияния на процессы устойчивого развития общества;

4) организацию совместной деятельности представителей разных социальных групп с целью перевода личности из «группы риска» к положительно направленной социальной группы. Ее выхода на уровень устойчивого развития через изменение способов существования и жизнедеятельности. А также стимулирование к самоизменению, формирование способности к решению собственных проблем, стремление к позитивного взаимодействия и творческой деятельности как основы успеха и процветания человека и общества.

Таким образом, общая стратегия перевода социальных групп на уровень устойчивого развития заключается в обеспечении целостного воздействия на личность. Одновременно является представителем различных социальных групп. А также организация их взаимодействия, совместной деятельности. Это будет способствовать максимальному применению положительного потенциала всех членов общества. А также приобщению представителей различных социальных групп к созданию общего благосостояния, социального творчества с целью улучшения собственного и общественного бытия.

Похожее ...

Добавить комментарий