Лингводидактическая проблематика изучения русского языка

Лингводидактическая проблематика изучения русского языка

Лингводидактическая проблематика изучения русского языка

При изучении студентами таких дисциплин, как «Современный русский язык с практикумом» и «Методика преподавания русского языка» и готовясь к преподавательской деятельности. Необходимо учитывать, что пополнение словарного запаса учащихся осуществляется не только через пословное усвоение отдельных лексических единиц, но и через усвоение системы словообразования. Однако в действующих на сегодня программах для общеобразовательных школ изучению словообразования как системы внимание практически не уделяется. Изучение словообразования в школе базируется на совокупности разрозненных фактов, из поля зрения выпадают такие комплексные единицы, как словообразовательная категория, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо.

Необходимость изучения словообразования как системы обусловливается тем, что системное изучение русского словообразования способствует повышению орфографической грамотности. Овладению закономерностями номинации, характерными для современного русского языка, знакомству со стилистическим многообразием русской речи и тому подобное.

Изучение русского словообразования как системы ускорит и упорядочит процесс овладения русской лексикой

Рассмотрим систему упражнений с одной из комплексных единиц словообразования — совокупностью словообразовательных парадигм фитонимов и зоонимов современного русского языка.

Типичная словообразовательная парадигма русских названий растений включает 32 семантических места и состоит из трех блоков: субстантивного, адъективного и вербального. Включает такие единицы, как: собираемость (крапивник, каштанник), единственность (березы, горошина), место, где растет (росла) растение (репище, свекловище), название блюда (капустник, морковник), название животного, насекомого, птицы, каким-то образом связанных с данной растением (капустница, коноплянка), действие, в котором проявляются свойства растения (дурманит, хмель) и др.

Читайте также  Классификация социальных групп в контексте их устойчивого развития

Словообразовательная парадигма российских зоонимов состоит из четырех блоков: субстантивного, адъективных, вербального и адвербиального. Включает следующие единицы: самка животного (барсиха, верблюдицы), мясо животного (зайчатины, конина), помещение для животного (канареечник, коровник), лицо, связанное с животным (барсолов, козовод, конюх), действие согласно значение глагола (обезьянничать, петушиться) и др.

Изучение слов блоками дает возможность ученикам ознакомиться с семантикой базовых слов и словообразовательных аффиксов, используемых в создании слов определенной части речи. Помогает овладеть основными закономерностями словообразовательного синтеза. Например, зная значение слова собака, нетрудно определить значение слов собачонка, собачищу, собаковод и тому подобное. Этому помогает внешняя (формальная) и внутренняя (семантическая) сходство мотивирующего и мотивированного слова.

Введение в процесс обучения слов блоками приводит к тому, что связи между однокоренными словами оказываются в поле зрения учащихся. В них развивается обоснована языковая догадка, а значит появляется возможность эффективного обучения толкования значений производных слов.

Читайте также  Выгорание педагогических работников

Углубить и закрепить представления учащихся о системных отношений в языке можно на материале словообразовательных синонимов, антонимов и омонимов

На материале словообразовательной парадигматики рассмотрим явление словообразовательной синонимии. Например, ученикам предлагается создать слова со значением «самка животного» от существительных волк, барсук, медведь, ил, осел, паук, скворец, журавль, заяц, кролик с помощью суффиксовых (а), -иц (а). То есть суффиксов, имеющих одно и то же словообразовательное значение (ср .: волчиха, волчица, ослиц, ослица), но характеризуются стилистическими различиями или разной сферой применения.

На данном материале ученики могут выполнять следующие задачи:

1) продолжить список названий животных, от которых можно образовать производные с заданным словообразовательное значение;

2) определить стилистические различия или сферу употребления слов с данным значением;

3) определить, какой из суффиксов употребляется чаще;

4) отметить случаи чередования согласных в корнях слов, например: волк — волчиха (к / ч), скворец — скворчиха (ц / ч) и др.

Работа на материале словообразовательных парадигм российских зоонимов и фитонимов позволит выйти за пределы учебного лексического минимума, поможет сэкономить много времени. Которое можно использовать для работы над произношением, образованием словосочетаний, предложений и тому подобное.

Похожее ...

Добавить комментарий