Подготовка будущих учителей технологий

Подготовка будущих учителей технологий

Подготовка будущих учителей технологий

Важное место в процессе педагогической подготовки специалистов для общеобразовательных школ принадлежит искусству графики, как одному из основных видов изобразительного искусства. Художественная графика, как самостоятельный вид изобразительного искусства и самостоятельная учебная дисциплина, имеет значительный образовательно-воспитательное воздействие на культурно-профессиональное становление личности учителя, развитие его креативных способностей. Поэтому государственным «Стандартом педагогического образования» особое внимание уделяется дисциплине «Художественная графика», она входит в профессионально ориентированных дисциплин художественного цикла учебного плана.

В статье «Содержание подготовки будущего учителя трудового обучения к организации проектно-художественного творчества учащихся основной школы» говорит о профессиональной подготовке будущего учителя технологий с учетом специфики деятельности педагога по организации, руководства, контроля и координации указанного вида творчества, и акцентирует внимание на том , что целью внедрения Государственного стандарта к содержанию образовательной области «Технология» является обеспечение эффективности творческого развития личности учащихся в трудовой деятельности путем широкого привлечения их к целостного процесса проектирования изделий и услуг, от их творческого замысла — к воплощению его в высокохудожественной форме.

Ведущую роль в реализации педагогических возможностей, заложенных в проектно-художественном творчестве принадлежит учителю технологий

Который должен выступать организатором и руководителем ее осуществления. В связи с этим важным аспектом профессиональной подготовки студентов технологических факультетов высших педагогических учебных заведений является формирование у них готовности к организации процесса проектно-художественного творчества учащихся основной школы. А любая художественно творческая деятельность без художественно-графической подготовки невозможно.

Государственным стандартом базового и полного среднего образования задекларировано непрерывную вертикаль художественно-эстетического образования путем введения учебной дисциплины «Художественная культура». Анализируя содержание учебников для общеобразовательных учебных заведений, в том числе по предметам «Трудовое обучение» и «Технологии» мы видим, что кроме познавательных, развивающих, профориентационных ценностей авторы значительное внимание на современном этапе уделяется художественно-культурным ценностям — возможности изучения учащимися на уроках технологий основ художественного конструирования, композиции и колористики, а также знакомства на этой основе с культурным наследием своего народа и других наций.

Ученые убеждены, что «в формировании у студентов интеллектуальных и художественных способностей актуальной становится такое построение учебного процесса, которая бы обеспечила системное овладение художественным потенциалом, приобщение к мировой и отечественной культуры, научила бы осуществлять самостоятельный художественный поиск». Все это приводит к художественно-графическую подготовку будущего учителя технологии.

Читайте также  Асимптотические свойства решений систем дифференциальных уравнений

Результаты исследования составляющих программ по художественной графики, заключенных педагогами различных учебных заведений педагогического образования

Их структурно-содержательных характеристик и тех дидактических условий и психолого-педагогических, методических и художественных факторов показали, что в основном отсутствуют дидактические условия формирования качественного уровня художественно-графической подготовки бакалавров , специалистов и магистров педагогического образования.

Мизерный объем часов, отсутствие согласованности теоретических положений с практическими занятиями, догматическая абсолютизация отдельных законов и принципов композиции, оторванность формальных упражнений на практических занятиях от общего взгляда на композицию в целом, как внутреннюю структуру художественного формообразования средствами графики, отсутствие четко определенной цели и задач программ, отсутствие методических технологий, обеспечивающих процесс обучения-учения основ искусства графики с позиций дидактических принципов, а также комплексного, межпредметных рассмотрения вопросов художественно-графической деятельности студентов и задач формирования и развития художественно-образного, композиционного мышления и «мышление в материале», определили задачи нашего исследования в решении круга вопросов научного обоснования содержания курса учебной дисциплины «Художественная графика».

Проведенные нами эксперименты показали, что целесообразной в системе художественно-педагогического образования является дисциплина «Основы композиции», построение ее программы по структурно-содержательными составляющими, цель которой дать возможность привлечь студентов к творческой и ремесленной сторон графического искусства, сформировать понимание психологических основ зрительного восприятия, композиционного, графического и образного мышления.

Аудиторные занятия запланированы в объеме 16 часов лекций и 56 часов лабораторных занятий

Предусмотрена индивидуальная и самостоятельная работа, экзамен. Всего за изучение предмета «Основы композиции» студенты выполняют 10 лабораторных и 10 самостоятельных работ, освещающих отдельные факторы композиции — нюанс, контраст, статика, динамика симметрия, асимметрия метр, ритм соотношение, пропорции, размер, масштаб, рациональность, тектоничнисть, структурность, гибкость, функциональность, целостность. В каждой лабораторной работе отмечается задачи, цели, требования и порядок выполнения работы, также представлены образцы выполнения работ. Кроме лабораторных работ есть четыре индивидуальных задачи, которые выделены в две практические работы. Студенты создают композиции с помощью графических средств — точка, линия, прямая.

Читайте также  Профессиональная речевая деятельность будущих воспитателей

В конце курса студенты выполняют творческий проект, задачей которого является построение целостной композиции с использованием различных графических и пластических форм по принципу их структурной подчиненности и выделением доминанты. Студенты должны подать завершенную, оформленную сюжетно-тематическую композицию, используя принципы композиционно-художественного формообразования с использованием всех средств гармонизации художественной формы. Задание выполняется на формате А3 в цвете.

Проверка лекционного материала проводится в форме тестов

Тесты разработаны по каждой из 8 лекций. Итоговый контроль осуществляется в виде экзамена. Экзаменационный билет содержит три вопроса: два из которых теоретические, а третье — практическое задание. Студент должен создать композицию с помощью графических средств. Также на экзамене происходит защита творческого проекта.

Осознание сути творческого процесса изнутри при работе над композицией в различных техниках обеспечивается дидактическими условиями процесса познания творческой деятельности. Как умственно-практических способов действий на уровне творчески-технологического и художественно-образного воспроизведения действительности и явлений реального мира. И является базой для развития способности личности к профессиональной деятельности.

Практическое овладение основами искусства графики студентами педагогических университетов позволяет профессионально использовать этот вид искусства в педагогической и художественно-творческой деятельности. Овладение графическими техниками является основательной частью методической системы обучения в процессе художественно-графической подготовки студентов. Именно эти аспекты и формируют проблему художественно-графической подготовки будущих учителей технологий.

Формирование креативной, духовной, культурной личности всегда происходило под влиянием искусства. Важную роль играет в этом художественно-графическая подготовка. В графике основным средством изображения рисунок, выполненный любым материалом или инструментами. Поэтому овладение искусством графического рисунка будущим учителем технологий требует разработки специальных методик обучения. В первую очередь, это — обучение основам графического формообразования и технологии выполнения композиции в материале. В основе процесса обучения, особенно в подготовке будущего учителя технологии должна быть система упражнений, направленных на формирование навыков и умений графического воспроизведения объектов изображения. То есть овладение приемами и способами выразительного рисунка.

Похожее ...

Добавить комментарий