Структура межличностных отношений в педагогическом коллективе

Структура межличностных отношений в педагогическом коллективе

Структура межличностных отношений в педагогическом коллективе

Необходимость модернизации содержания дошкольного образования требует от руководителей дошкольных учебных заведений изменение мышления. Только обновленное мышление позволит заведующему ДОУ перестроить учебно-воспитательный процесс в рамках новой модели учебного заведения. Особенно важно, чтобы современный руководитель дошкольного учреждения способен был видеть проблему там, где кажется, что все назад, а ему необходимо рискнуть по принятию управленческого решения.

Однако, система образовательного управления, сложившейся в период централизованной командно-административной системы, ориентированная в большей степени на один педагогический процесс, а потому нуждается в существенном обновлении и совершенствовании. Вместе с тем анализ практической деятельности образовательных учреждений показывает, что несмотря на декларирование приверженности гуманистической парадигмы, управления педагогическим коллективом основном остается традиционным.

Современные тенденции обновления системы образования определяют необходимость в направленности внутреннего управления на личность, ее потребности, создание в образовательных учреждениях условий для обеспечения всестороннего развития всех участников образовательного процесса.

Решением данной проблемы является поиск механизмов по созданию и управлению творческим коллективом и организация подбора кадров в дошкольном учреждении

Слово «коллектив» происходит от латинского «collectivus», которое возникло от слова «collegere» — собирать вместе. Однако в современном понимании коллектив — это не механическое объединение индивидов, хотя, понятно, что без индивидов никакого коллектива быть не может. Коллектив — это высшая форма объединения людей, которые имеют общую цель.

Педагогический коллектив — это основа системы образования. Эффективность деятельности педколлективов зависит от ряда факторов, таких, как: открытости коллектива, коллективизма, контактности, организованности, осведомленности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Составляющие методической компетентности будущего учителя

Открытость коллектива — готовность устанавливать и поддерживать хорошие отношения с вновь прибывшими членами коллектива, а также налаживать взаимодействие с другими коллективами или их представителями.

Коллективизм проявляется в воспитании положительных групповых традиций, совместном решении важных вопросов, в действенном направление усилий членов коллектива к успеху, стремлении противостоять причинам, которые разъединяют, разрушают коллектив.

Контактность проявляется в дружеских, доверительных взаимоотношений членов коллектива, в виду людей друг к другу, доброжелательности, уважении, что обеспечивает в коллективе положительный психологический климат, надежное и дружественную среду.

Осведомленность людей друг о друге и состояние дел в коллективе является одним из условий успешной его работы. Понимание людьми целей, задач совместной деятельности, осознание средств достижения цели, доступ к информации о результатах работы коллектива, понимание членами коллектива друг друга — это все охватывает осведомленность.

Эффективность проявляется в успешном решении коллективом поставленных задач

Большое значение для самочувствия и работоспособности педагога есть ряд других обстоятельств, знания и учета которых можно объяснить многими нюансами и сложностями взаимоотношений в коллективе. Прежде всего, следует иметь в виду неоднородность педагогического коллектива по различным признакам.

Важным вопросом при изучении характеристики внутригрупповых взаимоотношений является выявление структуры таких отношений, в частности таких, как:

— Функционально-ролевые отношения;
— Эмоционально-оценочные отношения;
— Личностно-смысловые отношения.

Функционально-ролевые отношения — это форма «делового» общения людей. Эти отношения проявляются в трудовой, учебной, продуктивной, игровой сферах жизнедеятельности людей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Диагностика профессиональной компетентности будущих учителей

Эмоционально-оценочные отношения — на первый план здесь выступают эмоциональные отношения — симпатии, антипатии, дружеские привязанности и т.д. Эмоционально-оценочные отношения являются регуляторами при распределении ролей, в дружеских и конфликтных ситуациях.

В формировании педагогической команды решающее значение приобретает избран руководителем и заданный в коллективе стиль управления — авторитарный, либеральный или демократический. От стиля управления в основном зависит возможность реализации творческого потенциала коллектива, а переход к демократическому стилю руководства зависит от изменения сознания как руководителей, так и подчиненных па всех уровнях системы образования.

Важными признаками коллектива есть положительный, благоприятный, социально психологический климат, единство положительных направлений коллег

Руководитель дошкольного учебного заведения должен эффективно управлять педагогическим коллективом, ставить профессиональную цель, объединять людей, поддерживать инициативу каждого члена коллектива. Постоянно искать новые пути создания положительного имиджа дошкольного учебного заведения.

На основе рассмотренных теоретических подходов мы осуществили теоретико методологический анализ основных аспектов по изучению и пониманию понятия межличностных отношений. На сегодняшний день перед обществом остро стоит проблема наличия недостатков и трудностей в педагогической межличностном взаимодействии. Что в целом обусловливает рост конфликтности. Которая приводит к ухудшению доброжелательного и позитивного общения, межличностного взаимодействия членов педколлектива.

Итак, межличностные отношения в педагогическом коллективе являются наиболее значимыми для личности и ее эффективной деятельности по увеличению уровня эффективности учебного процесса.

Похожее ...

Добавить комментарий