Сведеные технологии в условиях современной модернизации литературного образования

Сведеные технологии в условиях современной модернизации литературного образования

Сведеные технологии в условиях современной модернизации литературного образования

Современная эпоха выдвигает сложные задачи развития образования, ориентированной на личность каждого студента, на систему его межличностных связей со сверстниками и взрослыми. Обучение приобретает все большее воспитательного значения, а его главной задачей становится не просто усвоение системы знаний, умений, навыков, а привитие молодежи любви к знаниям, формирование готовности к непрерывного образования в течение всей жизни. Одним из путей усиления воспитательного воздействия обучения является организация совместной учебно-познавательной деятельности преподавателя со студентами и между самими студентами. Подчеркивают необходимость интегрирования групповой работы в традиционные занятия. Ведь суть такого взаимообучения заключается в постоянном взаимодействии всех студентов, где каждый становится активным, равноправным участником познавательного процесса.

Критериями учебно-познавательной сотрудничества служат следующие психологические признаки совместной деятельности:

  1. Наличие единой цели. При этом важно разграничивать смысловые нюансы в терминах единой и одинаковой цели. Единственная цель предполагает, что для ее осуществления необходимы объединенные усилия всех присутствующих, иначе она остается недостижимой без
  2. Мотивация совместного выполнения заключается в понимании каждым из исполнителей того, что объединение их усилий составляет обязательное условие получения результата.
  3. Объединение, а не сумма индивидуальных действий участников. Индивидуальные действия и промежуточные результаты не дублированные, а дополняют друг друга
  4. Распределение и координация действий. В ходе взаимодействия именно этот признак проявляется особенно отчетливо. Происходит обсуждение действий каждого участника с выражением замечаний, пожеланий, предложений.
  5. Координация действий осуществляется на основе взаимоконтроля и взаимооценки.
  6. Единые пространство и время, результат выполнения. Единственный результат — тот, в котором воплощены объединены усилия, вклад каждого из участников.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Структура межличностных отношений в педагогическом коллективе

Существенным вопросом в теории совместной деятельности является также выделение критериев ее результативности. Считают таким критериям следующие явления:

  1. Результативность совместной деятельности оценивается по ее конечным продуктом.
  2. Результат совместной деятельности — развитие группы ее исполнителей.
  3. Результат совместной деятельности — индивидуальное развитие.

Важной разновидностью совместной деятельности является учебно-познавательная сотрудничество, отмечаемый соответствующим содержанием межличностного взаимодействия между ее участниками.

Результатом систематической слаженной групповой деятельности студентов на занятиях литературы должен стать сформированность коммуникативных компетенций, которые можно скомпоновать по следующим направлениям (показателям):

I направление — приобретение способности активно слушать, воспринимать и понимать собеседника, действовать слаженно в общении, проявлять поддержку во взаимодействии доброжелательной мимикой и жестами, толерантность в поведении, уважение к партнеру, заинтересованность полученной информацией.

II направление — владение языковыми средствами, достаточным словарным запасом, эмоциональной интонацией, соответствующей коммуникативной ситуации, должным темпом речи, спокойным, рассудительным, выразительным тоном.

III направление — способность создавать собственное высказывание, передавать информацию, формулировать и аргументированно отстаивать личное мнение, убедительно доказывать свою точку зрения, опровергать ложные улики, тактично высказывать несогласие с позицией других, стремиться к самореализации и самопрезентации.

Чаще всего прибегают к работе с ролевыми группами, что, как правило, выполняют опережающие домашние задания

Действенные из них — группы «историков», «биографов», «литературных критиков», «философов», «краеведов». Именно такое направление побуждает студентов искать информацию, формирует интеллект, способствует расширению мировоззрения, обеспечивает ситуацию успеха. Скажем при рассмотрении проблемы ответственности за судьбу родины в драме Леси «Боярыня» группа (биографов) рассказывает не только об истории создания пьесы, но и о трагическом путь до читателя, а «литературоведы» раскрывают мотивы поступков главных героев.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Диагностика профессиональной компетентности будущих учителей

Проанализировав реализм социально-бытовой повести И. Нечуя Левицкого «Кайдашева семья», раскрыв актуальность проблематики, студенческие группы получают общее проблемное задание: «Выразить собственное мнение об ментальности, национальный характер, народной морали и этике». После мини-дискуссии в группах обсуждения продолжается в аудитории, перерастая в дискуссию или диспут.

Часто групповая работа заканчивается творческой деятельностью: составлением рассказов, стихов, писем к автору художественного произведения или литературного героя, произведений-размышлений. Ознакомившись с драме-феерии Леси «Лесная песня», обдумают вопрос: «Чем М заслужила бессмертие?»; студенты после анализа произведения А. Довженко «Очарованная Десна» могут создать поэтическую зарисовку или этюд «Мир зачарованной Десны».

Для обобщения и систематизации изученного эффективной будет групповая работа «Обучая — учусь»

Так, на занятии по теме «Мировое значение наследия Ивана Франко», студенты получают карточки с информацией для запоминания; каждый изучает содержание своего сообщения, рассказывает другим, воспринимает информацию. По завершении упражнения студентам предлагается систематизировать и рассказать услышанное.

Суть этих интерактивных методов заключается в том, что практически каждый является активным участником, субъектом процесса познания, который проходит в коммуникативной взаимодействия, сотрудничестве или дискуссии.

Неотъемлемый элемент занятия литературы — игры. В контексте групповой учебной деятельности игровые ситуации достаточно эффективны: стимулируют поисковую и творческую деятельность, поощряют аналитического чтения художественного произведения, актуализируют читательский опыт, развивают спонтанная речь, обнаруживают скрытые эмоции, вносят в учебный процесс чувство радости, удовольствия.

Похожее ...

Добавить комментарий