Архитектура в эстетическом воспитании школьников

Архитектура в эстетическом воспитании школьников

Архитектура в эстетическом воспитании школьников

Школа имеет значительные достижения в области эстетического воспитания средствами различных видов искусства. В этом разнообразии сих пор не заняло достойного места искусство архитектуры, хотя его воспитательный потенциал уникальный и чрезвычайно мощный.

Противоречия между возможностями осуществления архитектурой развивающего влияния на личность и недостаточным ее использованием в школьном учебно-воспитательном процессе актуализирует необходимость научной разработки и внедрения эстетико-воспитательной технологии на основе средств искусства архитектуры. Одна из существенных особенностей этого искусства заключается в том, что его архетипические смыслы глубоко укоренившиеся в структуру личности человека, с момента рождения находится под влиянием того архитектурного окружения. Это влияние реализуется двумя путями. Первый — поверхностный, рационально-информационный (конкретная информация об отдельных сооружения или ансамбли, параметрах, назначении и т.д.). Второй путь — это чувственное восприятие идейно-образного содержания, закодированного в формах архитектурных произведений. То архитектурную среду, в которой человек преимущественно проводит свое время, неизбежно влияет на его психоэмоциональное состояние, настроение, самочувствие, поведение, восприятие окружающего мира, мировоззренческие ориентиры.

В основу эстетического воспитания средствами архитектуры, в разработку и применение соответствующей технологии должно быть положено понимание этого искусства, специфики его художественных средств

В традиционном подходе классификации искусств архитектуру рассматривают в контексте изобразительного искусства, с которым она соединена наличием изображения, формы, ритма, пропорций, часто — цвета. Но сущностные черты архитектуры выходят за рамки изобразительного искусства. Главное отличие архитектуры заключается в ее практическом назначении, масштабности, многофункциональности, в зависимости художественных свойств архитектурной формы от функции сооружения и его конструкции, а также в значении строительных материалов и технологий как факторов художественных качеств.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Методика подготовки учащихся 5 - 6 классов к математическому конкурсу

Благодаря собственным средствам художественного выражения она предстает одновременно как визуальное, так и пластическое искусство (материальный носитель художественности — объемная форма). Итак, справедливо считать архитектуру визуально-пластическим искусством. Главным художественным средством которого является обусловлена ​​функциональным назначением и идейно-смысловым наполнением форма, ее вариации и комбинации. Выраженные в пропорциональных и ритмичных соотношениях. Объемно — пространственные формы архитектуры, ее конструктивные и декоративные составляющие несут в себе эмоционально-образное наполнение, символику, то есть материальными выразителями идеальных, духовных смыслов, отражающих мировоззрение своего времени.

Любой воспитательный воздействие направлено на становление мировоззрения человека, что, в свою очередь, обогащает его духовно

В этом смысле эстетическое воспитание обладает наиболее изящным и эффективным «инструментарием», ведь это, прежде всего, воспитание личностно-ценностного отношения к различным явлениям жизни через индивидуально-эмоциональное восприятие и осмысление художественных. Искусство архитектуры предоставляет человеку возможность получить не только эстетическое впечатление от визуального восприятия, но и огромный объем самых знаний. Оно является мощным фактором воздействия на мировоззрение: как на его базовое формирования в детские годы, так и на возможные трансформации в течение всей жизни. Из этого следует, что в основу технологии эстетического воспитания средствами искусства архитектуры должен быть положен его мировоззренческий аспект.

Важным условием эффективности воспитательной технологии является продуманный отбор образцов архитектурно исскуства — высокохудожественных произведений прошлого и современности, знаковых историко-культурных памятников. В основу отбора должен быть положен принцип сочетания отечественной и зарубежной культуры на основе приоритетности отечественной.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Особенности эгоцентризма у младших школьников

Неоспоримое необходимость привлечения школьников к мировой художественной наследия

Плодотворным для их общекультурного развития, интересным и полезным является сопоставление, сравнениях художественных произведений, культурных достижений разных стран и народов, разных эпох. Что же касается родной культуры, в частности — архитектуры, то она предстает источником не только эстетического, но и патриотического. А также экологического воспитания (ведь архитектура — неотъемлемая составляющая окружающей среды). В этом дискурсе особое значение приобретает краеведческая компонента, то есть архитектура родного края, города, села. И даже если в определенной местности нет выдающихся сооружений, историко-культурных памятников, то всегда есть региональные различия в застройке, связанные с ландшафтом и историей края, являются народные традиции строительства и декорирования жилья. Поэтому важно, чтобы в содержании воспитательных мероприятий нашел отражение местный, региональный колорит.

Среди различных форм воспитательной работы наиболее подходящими для использования средств искусства архитектуры являются экскурсии, выставки, тематические занятия. Их дополняют конкурсы, викторины, обсуждения, лекции и другие формы и меры, которые открывают перед учителями и воспитателями широкие перспективы для собственной педагогической самореализации. Они должны охватывать различные направления деятельности: поисковый, исследовательский, учебный, творческий; могут осуществляться как отдельные мероприятия. А лучше — в рамках деятельности школьного клуба, студии или кружка. Формы эстетико- воспитательной работы в оптимальном варианте связаны между собой. Вытекают друг из друга и дополняют друг друга. Образуя непрерывный цепочку эстетического развития школьника.

Похожее ...

Добавить комментарий