Особенности эгоцентризма у младших школьников

Особенности эгоцентризма у младших школьников

Особенности эгоцентризма у младших школьников

Взаимодействие как процесс взаимовлияния субъектов, требует от человека умения координировать свою точку зрения, свои поступки с другими людьми, умение встать на их место, изменить свою познавательную позицию. Эти умения должны формироваться уже на ранних этапах онтогенетического развития человека. Эффективному общению и сотрудничеству с другими людьми может препятствовать эгоцентрическая направленность личности, является возрастной особенностью детей дошкольного возраста, хотя ярко проявляется и у младших школьников, а это приводит к конфликты, споры и недоразумения между сверстниками в процессе общения и совместной деятельности. Исследование эгоцентризма продиктовано потребностями оздоровления поведения учащихся, поскольку уравновешенному поведению ученика мешает прежде всего личностная тревожность, эгоцентричность, напряженность, эмоциональность, что вызывает разный уровень ситуативной тревожности, волнения, снижение умственной производительности в целом.

Целью статьи является теоретическое обоснование и практическое исследование психологических особенностей эгоцентризма младших школьников.

Читайте также  Компетентность учащихся старшей школы в процессе обучения геометрии

Достижение цели потребовало решения следующих задач:

  1. Определить теоретические основы исследования проблемы эгоцентризма.
  2. Проанализировать причины возникновения эгоцентризма.
  3. Эмпирически исследовать эгоцентризм младшего школьника.

Объект исследования — эгоцентризм младшего школьника

В процессе исследования особенностей эгоцентризма младших школьников использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ и систематизация научных литературных источников по проблеме исследования; наблюдения; беседа; психодиагностические методы (тесты). Для определения уровня самоотношения — «Методика определения эмоционального уровня самооценки»; для определения уровня эгоцентрической направленности личности — методика «Эгоцентрический Ассоциативный Тест» (ЭАТ); для выяснения особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка — «Рисунок семьи».

Проведенное диагностическое исследование указывает на преобладание высокого уровня эгоцентрической направленности среди младших школьников (52%), менее представлен средний и низкий уровни что подтверждается и в результатах другой методики, где уровень эгоцентризма составляет 56%. Однако по результатам методики «Рисунок семьи» лишь 36% исследуемых занимают эгоцентрическую позицию в семье.

Читайте также  Школьное математическое образование в Восточной Азии

Вследствие недостаточно развитых навыков взаимодействия со сверстниками у младших школьников доминирует сильная степень проявления личностного эгоцентризма. Свою позицию они считают единственно правильной, пытаются навязать ее другим и исключают существования других позиций, что приводит к возникновению недоразумений и конфликтов со сверстниками.

Результаты исследования получены с помощью диагностических методик показали, что эгоцентризм является характерной возрастной особенностью развития личности младших школьников. Также позволило убедиться в том, что эгоцентризм не является непосредственно зависимым от уровня самооценки и позиции занимаемой ребенок в семье.

Итак, наше исследование позволило сделать вывод, что на уровень эгоцентризма влияет большое количество разнообразных факторов, стиль воспитания в семье, позиция ребенка среди сверстников, выраженность черт характера и многие другие, которые могут стать предметом исследования в следующих научных трудах.

Похожее ...

Добавить комментарий