Представление будущих специалистов о профессиональных успехах

Представление будущих специалистов о профессиональных успехах

Представление будущих специалистов о профессиональных успехах

Понятие «профессиональный успех» имеет ключевое значение для любого человека. Подавляющее большинство научных исследований этого феномена в 80-90-х годах прошлого века была посвящена изучению объективного успеха, однако впоследствии эта тенденция была подвергнута острой критике. Современные исследователи изучения лишь одного вида профессионального успеха считают недостаточным («дефицитарной»).

В отличие от личностного и жизненного успеха профессиональный успех рассматриваем как степень удовлетворения потребностей личности в профессиональной деятельности, творческую своеобразие конечного результата или продукта деятельности, в которой определяющую роль играет соотношение таких важных аспектов как чувственность, эффективность, мотивация человека, его компетентность. В зависимости от потребности общества в представителях той или иной профессии оно может способствовать профессиональному успеху, а может и тормозить движение к нему.

Достаточно часто соотношение личного и общественного носит конфликтный характер, особенно в юношеском возрасте

Поэтому у ученика возникает потребность в помощи, которую он ищет в ближайшем окружении, а находит время у случайных людей. В связи с этим особое значение приобретает качество психолого-педагогического сопровождения саморазвития личности будущего специалиста, осуществляется в системе профессионального образования и зависит от межличностного взаимопонимания и соотношение представлений ученика и педагога о жизненный и профессиональный успех.

Существует противоречие между жизненными притязаниями и реальными возможностями для их реализации в определенной области профессионального образования и дальнейшей профессиональной деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, недостатками в организации профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ и недостаточным уровнем психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки в ПТУ.

Представление о профессиональный успех мотивирует необходимость в удовлетворении от достижения поставленных целей, стимулирует желание насладиться плодами своих усилий — материальными и моральными. Не случайно так много предложений различных тренингов на тему планирования и построения своей карьеры, о том, как стать успешным и богатым. Вместе с тем, психологи часто жестко шутят, что большие достижения присущи только сильно травмированной человеку, поскольку душевное здоровье и способность радоваться жизни скорее мешают истошно рваться к заветной цели.

Характеристика достижений имеет два принципиально разных подхода

Первая — «профессиональная карьера» — имеет и положительную коннотацию, связанную с популярными в наше время формулировками «построение карьеры», «карьерный рост» и отрицательную, что ассоциируется с ругательным «карьерист». Это выражение употребляют, подчеркивая прежде всего внешний характер мотивации, определяется стремлением доказать (кому), поразить (кого-то), выглядеть (в чьих-то глазах). Чем больше человек идентифицируется с социальной ролью которую она для себя определила и приняла как данность, чем больше ее разрыв с глубинной своей сути, тем больше ее поступки обусловлены ожиданиями других и социальными нормами.

Читайте также  Старшая школа в процессе обучения геометрии

Речь идет не об ожидании одобрения поведения и удовольствие для всех окружающих. Речь идет о том, что человек делает не то что хочет (она обычно даже не догадывается, чего хочет именно она), а хочет то, что принято (престижно, модно) хотеть. И когда престижным является получение высшего образования, диплома юриста, экономиста и т.д., или становится приемлемым в определенном окружении накопления денег, получение популярности или карьерного роста, она направляет свои усилия в этом направлении. В общем у нее нет выбора: если не опираться на себя, остается только ориентироваться на других.

Поэтому на этом пути так важны все внешние атрибуты, подтверждение статуса. Без них половина удовольствия теряется — если нечего предъявить другим, что же тогда у меня ?! Поэтому так часто большие достижения на этом пути сопровождаются ощущением опустошенности, бессмысленности и даже краху. Попытки внешними достижениями заполнить внутреннюю пустоту обречена на провал. На пути к вершине человек может поддерживать себя надеждой, которая тем привлекательнее, чем не достижимей есть вершины. Достигнув их, уже невозможно себя обманывать.

Второй подход — «профессиональный успех» — отличается от первого внутренней мотивацией

Причем, это, как правило, даже не стремление к успеху. Успех приходит как следствие, побочный продукт. Деятельность определяется внутренним интересом, творческим порывом, стремлением создать что-то новое, желанием самореализоваться. Это может происходить в любой сфере человеческой деятельности. Нечто подобное таланта, призванием, которые человек испытывает, и сопровождающие его.

Это проявление «самости» — целостности, внутреннего регулирующего центра личности. Человек в этом случае сосредоточена на содержательной, а не на внешней стороне профессии. Путь ее при этом является преимущественно сложный и извилистый. Самопознания, осознания своего призвания и назначения — это действия, которые требуют от человека значительных усилий, поиска правильных решений, преодоление последствий разочарований и концентрации своих интеллектуальных возможностей на проектировании перспектив и способах реализации жизненных планов.

Последние, не всегда ведут к признанию в окружающей среде и уж тем более к материальному благополучию (достаточно вспомнить великих художников, которые не продали при жизни ни единой картины, или ученых которые получили признание только после смерти). Такой выбор приводит к полноценности, наполненности жизни в том числе и в плане профессиональной деятельности. Человек в этом случае проявляется целостно во всех сферах своей жизни. Ее цели, способы их достижения, пути, которые она выбирает согласуются между собой, а неизбежные в жизни конфликты решаются, способствуя дальнейшему росту и развитию.

Читайте также  Методика подготовки учащихся 5 - 6 классов к математическому конкурсу

Сомнения, мучительные вопросы, осознанная необходимость осуществлять выбор — непременные спутники человека, решилась жить по своему усмотрению

Поскольку, как уже понятно, два этих подхода основываются на различных принципах и в определенном смысле противоположные друг другу (хотя внешне могут привести к одной и той же цели), их невозможно совмещать. Каждый из этих путей предусматривает свою движущую силу, требует свою цену и приносит свое вознаграждение.

Человек выбирая себе профессию, должен учитывать ряд факторов — собственные пожелания, психологические особенности и возможности, а также потребности рынка труда. По этому поводу справедливо предлагается формула выбора профессии, которая в общем виде показывает как принять оптимальное решение.

Чтобы дойти до взвешенного решения предлагается сделать несколько шагов:

1. Составить список желаемых профессий, которые нравятся и кажутся интересными, по которым Вы хотели бы работать.
2. Составить перечень общественных и своих требований к профессии, выбираете:
3. Определить, насколько все перечисленные требования значимы.
4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.
5. Подсчитать и проанализировать, какая профессия из всего списка больше других подходит по всем пунктам.
6. Посоветоваться с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом, чтобы убедиться в правильности принятого решения.
7. Определить основные практические шаги к успеху

Следующий шаг для выпускника школы — определить: в каком учебном заведении он сможет получить желаемую профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как получить практический опыт работы по данной специальности, а дальше — как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

В наше время понятие «успех» связывают с реальной возможностью получить работу

Механизаторы, водители, строители и повара сегодня не имеют проблем с трудоустройством. А вот «юристам» и «экономистам» без соответствующего стажа работу найти работу крайне сложно. Эффективным способом профессиональной ориентации выпускников общеобразовательных школ и формирования их представления о профессиональном успех является проведение мастер-классов, на которых свои успехи в освоении рабочих профессий демонстрируют учащиеся профессиональных учебных заведений. Вместе с тем, важно не только продемонстрировать, но и дать возможность самостоятельно убедиться, что именно в этой профессии выпускника школы ждет его собственный жизненный и профессиональный успех.

Похожее ...

Добавить комментарий