Диал-культурологический подход образования

Диал-культурологический подход образования

Диал-культурологический подход образования

Образовательная подготовка будущего специалиста должна ориентироваться на определенные идеально-нормативные представления о современной профессиональной деятельности. Выработанные на почве ведущих реалий и тенденций общественной жизни.

При этом плюрализм и противоречивость этих ценностных ориентиров, их стремительные изменения обусловливают сосуществования различных, порой альтернативных моделей профессионального образования и в то же время требуют их продуктивного сообщения.

И не только на уровне организационных форм и технологий, что неизбежно ведет к эклектике и бессистемности. Но прежде всего на уровне философии образования — через четкое определение ее принципов и целей

Итак, речь идет о такой «регулятивную идею», которая интегрировала бы ведущие современные модели профессиональной деятельности как всеобщий-значимого феномена общественной жизни. Это, в свою очередь, предусматривает выделение онтологических универсалий настоящее, из которых «следует», в частности, и сущность профессионализма.

Один из таких всеобщих бытийных ориентиров, утверждается как в обыденном сознании, так и в философии, социально-гуманитарной мысли, искусстве, — творчество, творческое мышление и деятельность.

В частности, речь идет о спонтанном или сознательное становление современной личности на самосозидание. Самостоятельное возложение бытийных ценностей и смыслов и их наиболее полное воплощение в материальных изделиях, межчеловеческих отношениях и тому подобное.

В контексте этой идеальной направленности любое действие, особенно на профессиональном уровне, является порождением культурного произведения.

Требования к специалисту

С этой точки зрения такие распространенные ныне требования к специалисту, как креативность, самостоятельность мышления и мастерство, возникают взаимосвязанными определяющими гранями единой направленности на культуротворення, приобретение по законам культуре.

Недаром становления специалиста часто толкуется как формирование профессиональной культуры — целостного индивидуально-уникального и одновременно общественно значимого образа мышления, деятельности и общения.

Еще одна определяющая универсальная установка современного бытия — идеал полноценных, равноправных и гармоничных отношений человека с другими людьми, существами, вселенной. Часто такие отношения определяют как диалогические. При этом в жизни и культуре Новой эпохи все отчетливее определяется взаемовизначальний связь между идеями культуры и диалога.

Поэтому продуктивной для исследования и регулирования процессов развития общества и личности выдается философская концепция выдающегося современного мыслителя В. С. Библера. Согласно которой ведущими всеобщими регулятивами современного бытия является истолкованы определенным образом идеи диалога и культуры в их неотъемлемой связи.

Понимая культуру прежде всего как способ самодетерминации человека, бытие в области произведений, Библер считает формой ее существования и развития именно диалогическое общения «людей и идей» — различных ценностно-смысловых установок, самостоятельно-особых и именно поэтому всеобщее значимых культур миропонимания и деятельности.

При этом в свете наследия представителей диалогической мысли ХХ в. — От М. Бахтина и М. Бубера к Э. Левинас и Ю. Хабермаса — жизнь каждого человека, сообщества, всего общества возникает пространством внутренней и внешней диалогической взаимодействия различных культуротвирних интенций — форм самоопределения или, по выражению известного культуролога А. В. Ахутин , «способов быть человеком».

Следовательно, по В. С. Библером, настоящий диалог и настоящая культура осуществляются как диалог культур.

Эти общие представления является основой диал-культурологического подхода интенсивно развивается в современном человековедения и социальной, в частности образовательной, практике. Один из продуктивных направлений этого развития — разработка и внедрение общеобразовательной концепции Школы диалога культур.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Инновационные технологии в современной системе образования

Модернизация отечественного профессионального образования

Модернизация отечественного профессионального образования

Некоторые ее модификации, по нашему убеждению, могут стать концептуальной основой настоятельно необходимой модернизации отечественной профессионального образования.

В частности, представляется необходимым опоры всего процесса подготовки современного специалиста на основной принцип диал-культурологические ориентированного образования. Формирование и устойчивое развитие среды диалогического общения с ведущих бытийных вопросов между всеми субъектами образовательной деятельности, с обязательным привлечением к этой взаимодействия «культурных персонажей» — авторов и героев выдающихся произведений культуры всех времен.

Этот внешний диалог — ведущий фактор формирования внутренних диалогических (по сути — диал-культурологических) механизмов мышления, мировоззренческого самоопределения, поведения и деятельности человека.

Именно взаимно возложение внешнего и внутреннего диалога является, согласно вышеупомянутой образовательной моделью, ведущей движущей силой становления личности. Определяющим аспектом которого на определенном этапе становится профессиональное самоопределение, формирование себя как специалиста.

Исходя из сказанного, проектирование диал-культурологические ориентированной образовательной подготовки специалиста предусматривает прежде всего выделение основных проблем соответствующей профессии. Которые и должны стать содержанием учебного общения.

При этом его приоритетным предметом должны быть ценностно-смысловые ориентиры современной профессиональной деятельности вообще, о которых говорилось выше. В частности, вышеупомянутое двуединая установка на порождение произведений и на развитие производительных, гармоничных отношений должен сознательно соотноситься с другой регулятивной идеей профессиональной деятельности, присущей Новой эпохе (XVII — начало XX в.).

моделирование процессов профессиональной самоидентификации личности

Установка индустриального общества

Эта ведущая установка индустриального общества, в значительной степени и определяет и современной жизни, — идея предметно-орудийную действия, превращает материальный объект согласно определенным потребностям человека.

По нашему мнению, именно сознательное «пререкания-сообщения» этих ведущих интенций — диалоговом культурологической и предметно-орудийную — имеет принципиальное значение для становления «постиндустриального» типа профессионализма, который пока только определяется.

В то же время необходимо подробное психологическое моделирование процессов профессиональной самоидентификации личности, формирования и трансформации собственной профессиональной «Я-концепции» как в ходе специального образования, так и в течение трудовой деятельности.

Это представление о собственной самореализации в профессии, как отмечалось выше, должно быть уникальной формой постоянного выработки, постижения и сочетание различных культурных «образов» данной профессии.

Впрочем, по отстаиваемых нами подхода интенсивное, незавершенные мыслительной общения с собой является неотъемлемым условием не только профессионального самореализации, но и вообще полноценного бытия современного человека.

Перед молодым человеком, который определяет свое «дело жизни» и готовится к ее свершения (а не просто к труду, что обеспечит надлежащий уровень благосостояния и социальное положение), возникает ряд всеобщих-экзистенциальных вопросов. Которые не могут быть решены «окончательно», но приобретать новую форму в течение дальнейшей жизни и деятельности.

Личностный рост и самосовершенствование

Личностный рост и самосовершенствование

Это залог личностного роста, самосовершенствования и, в частности, переосмысление основ и способов профессиональной самореализации (недаром ведь одну из актуальных требований к профессионалу сейчас является постоянное самообучение).

И наоборот: не сформированность или потеря с возрастом всеобщего ценностного «ступени» мышления и мировосприятия сужает, «консервирует» сознание, в частности профессиональную. Последняя, по мнению многих психологов должна быть не ригидной, гибкой и одновременно целостно — устоявшейся, и удовлетворить этим противоречивым требованиям к профессиональной идентичности. На наш взгляд, может только целенаправленное формирование механизмов внутреннего диалога.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Некоторые вопросы повышения мотивации студентов в процессе обучения

Ведь он, по диал — культурологическим подходом к психической жизни, является единственно непрерывной событием общения (смыслового обмена) между различными инстанциями (квазисубьектамы). Которые, развиваясь благодаря этому взаимодействию, собственно, и образуют строение личности.

Упомянутые внутренние инстанции, по современным психологическим данным, сначала формируются как образы наиболее значимых для ребенка лиц — партнеров по общению с самого начала жизни. Впоследствии, приобретая более обобщенно-символический характер и испытывая сложных преобразований (дифференциации, интеграции и т.д.), эти образы воплощают не только индивидуальные, но и социально-групповые установки, способы видения мира и тому подобное.

Согласно только очерченным пониманием индивидуального сознания и мышления как общение внутренних агентов с помощью знаково-символических средств (прежде всего природного речи), современная личность выступает субъектом сознательной развития такого общения — формирование своего внутреннего мира.

Последнее неотделимо от действующего самоопределения в отношении других лиц и сообществ, материально предметного мира, идеальных объектов — от внешней активности. Одной из важнейших форм которой является профессиональная деятельность.

Внутренний диалог профессиональных культур

Внутренний диалог профессиональных культур

Реальное общение и сотрудничество с будущими специалистами, а впоследствии с коллегами и представителями других профессий является ведущим фактором формирования вышеупомянутого «микросоциума» внутреннего диалога профессиональных культур.

В свою очередь, интенсивность и содержательная «мощность» внутренних процессов обеспечивает продуктивное осуществление индивидуальных и одновременно социально значимых смыслов и ценностей во внешних актах — предметно-преобразовательных и коммуникативных.

Поэтому первые появятся, как отмечалось ранее, порождением произведений (идеально-ценностно «нагруженных» вещей). А вторые — поступками, то есть актами гармонизирующее смыслового преобразования человеческих отношений.

Относительно профессиональной деятельности это означает, что любая преобразующая предметно-орудийную действие является моментом диалогических отношений с другим (другими). В то же время непосредственное межличностное общение в ходе деятельности — с другими специалистами, с «клиентами» и т.п. — приобретает характер сотворчества, обмена произведениями и / или их «обсуждение».

Так или иначе, по диал-культурологического подхода профессионализм возникает триединой культурой мышления, общения и предметной действия — сферой их взаимодополняемость.

И этот сложный строй профессионального сознания и деятельности должна стать ориентиром предварительного проектирования содержания и форм образовательной подготовки специалиста и одновременно — одним из предметов учебного диалога.

Другой краеугольный содержательный аспект этого общения — взаимоотношения «своей» будущей профессии с другими сферами (способами) жизни и деятельности, ее место, с одной стороны, в социально-экономическом «разделения труда» и обмена товарами и услугами, с другой — в области создание ценностей и смыслов.

Естественно, конкретное моделирования содержания и организационных форм культуроориентованого профессионально образовательного диалога — сложная задача дальнейших теоретических исследований и психолого-педагогических экспериментов.

Пока же из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1) актуальна ориентация профессиональной деятельности и профессионального образования на диалог и культуру как взаемозаменяемы универсалы современного бытия;

2) диал-культурологический подход в человековедения, в частности в психологии и педагогике. Предполагает прежде всего развитие равноправного интенсивного проблемного общения всех субъектов образовательного процесса по насущных проблем данной профессии с привлечением произведений (текстов) культуры;

3) целью такого образовательного процесса является формирование устойчивых механизмов взаимодополняемость внутреннего и внешнего диалога профессиональных культур. Составляющих основу самоформирования и самореализации личности как специалиста.

Похожее ...

Добавить комментарий