Аксиопсихология личности студента

Аксиопсихология личности студента

Аксиопсихология личности студента

Происхождение аксиопсихологии личности студента как междисциплинарной сферы психологических исследований обусловлено необходимостью демократизации, гуманизации и модернизации содержания, методов, форм и средств профессионально-ориентированной учебно-познавательной деятельности будущих специалистов с учетом мировоззренческих основ. а также ценностных установок и мультикультурного опыта европейского образовательного пространства, присоединения к которому провозглашено приоритетом развития высшей школы.

Общеметодологической палитра критериев и показателей исторического развития психологической науки диктует холистический подход к теоретического моделирования тех модусов исследуемой реальности, которые охватывают засяг от дорефлексивного синкретического опыта мироощущения, онтическое (апостериорных) связей, через изучение действительных онтологических структур и к априорной (имманентной) онтологии, заканчивая выше смысловым резонансом психических явлений, то есть — аксиосферы.

Насыщению этих модусов исследуемой психической реальности и посвящена научная работа в области аксиопсихологии личности

Логическим каркасом исследовательской концепции С. С. Карпенко стали представление о личном аксиогенезу как целостный процесс развития ценностно-смысловой сферы человека. А также наделенного соответствующими психосоматическими, психоментальнимы, социокультурными и духовно-трансцендентными интенциями и способностями.

С этой точки зрения, аксиогенеза лица представляет собой развертывание ее субъектных способностей в целостной ситуации бытия, голография которой занимает индивидного, собственно субъектный, социально-личностный, индивидуальный и универсальный рекуррентные ряды (уровни, синхронизированы сенсоцильовим образом) с прогрессивным усложнением ценностно духовных устремлений человека.

Субъектом аксиогенезу является лицо, понимается как трансцендентальный духовный субъект, носитель ноуменальных определений человека. А также ее феноменальных, атрибутивных репрезентаций. К первым относятся разнотипные структуры психических интенциональности, ко вторым — проявления интерсубъектного взаимодействий (моральные позиции, стиле жизни, типа характера и др.).

Развитие ценностно-смысловой сферы личности объясняется принципом интегральной субъектности, согласно которому способность человека к самоактуализации проявляется в восходящей телеологическую перспективе в континууме:

1) относительного субъекта (биологического индивида, психосоматического организма), наделенного способностью рефлекторного настройки (субъектная способность «предчувствую») на благоприятные условия жизни и ориентированного на ключевую ценность «витальность» (здоровье);

2) моносубьекта (собственно субъекта условно индивидуальной деятельности), который осуществляет деятельность определенного предметного содержания (познания, общения, труд) согласно выработанным социальными нормами и культурными стандартами, доминируют прагматические ценности. Адаптивная, нормовидповидна активность моносубьекта обеспечивается сложившейся способностью «надо» — морально-психологической саморегуляцией посредством осознанного долга;

3) полисубьекта или личности как субъекта общественно распределенной деятельности, управляемой императивом нравственного сознания — совестью или инстанцией «должен» («стоит») и направленной на ценность добра для других;

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Педагогические условия подготовки будущего учителя

4) метасубьекта как индивидуальности, представляет себя в актах творческой деятельности и уникальных вкладам в культуру. Субъектная способность этого уровня воплощается целеполаганием «буду» («смею») и обеспечивает достижение индивидуального инновационного эффекта, оцениваемого по эстетическим канонам прекрасного;

5) абсолютного субъекта — человека как носителя универсальной духовности с присущей ей супердиспозициею «благо» как результата понимания смысла существования конкретного в мировом порядке (субъектная способность «принимаю»).

В основу культурно-феноменологического подхода к пониманию аксиогенезу личности студента положено представление о конгениальность трех психических форм онтогенетических преобразований человека как субъекта культуры: реальной, идеальной и медиаторных

Под реальной формой понимается студент как субъект смислопошуковои активности в образовательной среде вуза и интенциональное источник потенциальных профессиональных смыслов. Идеальную форму представляет преподаватель как субъект образовательного смыслополагание и носитель профессионально-воплощенных культурных форм аксиосферы. Медиаторное форма возникает средой взаимосвязи реальной и идеальной форм. Которую представляет образовательный диалог субъектов высшего профессионального образования как универсальный механизм аксиогенезу личности студента.

Эмпирическим свидетельством поступательности аксиогенезу будущего специалиста является развертывание спектра субъектных позиций студента. Которые охватывают полноту ответственного и инициативного отношения к учиннево профессиональной деятельности, личностного принятия требований профессиональной деятельности, ориентацию на максимальное раскрытие собственного потенциала и содействие актуализации других людей. Критериями, фиксируют степень актуализации субъектных позиций студентов, являются: мотивация учиннево профессиональной деятельности, автономность (относительная независимость), интернальная локализация субъективного контроля. А также рефлексивность, положительное самоотношение, уровень ситуативной и общей самоактуализации в образовательной среде вуза.

Согласно этим критериям и полученных по ним эмпирических показателей, а также на основании учета соответствующих механизмов персонального аксиогенезу (идентификации, референции, интерпретации, эмпатии, генерализации)

Получила пять уровней развития субъектных позиций в процессе высшего профессионального образования:

— пассивно-репродуктивное;
— активно-репродуктивная;
— активно-рефлексивная;
— креативно-смысловая;
— профессионально-экзистенциальная.

Организационно-методическим средством гармонизации профессионально-личностного аксиогенезу студентов признано образовательный диалог, который предусматривает создание таких психолого-педагогических условий:

— актуализации субъектности студента в образовательном процессе как совокупности релевантных смысловых диспозиций, детерминирующих его самореализацию в учиннево-профессиональной деятельности;
— диалогизацию образовательного материала, связанной с конструированием таких образовательных ситуаций, которые инициируют смысловые переживания студентов как основу вступления профессионально важного личностного опыта;
— развитие личностной готовности и профессиональной способности преподавателей к налаживанию образовательного диалога средствами учебной дисциплины;
— моделирование отношений совместной творческой деятельности в процессе педагогического общения;
— становления диалогической культуры студентов через развитие комплекса социально перцептивных, экспрессивно-коммуникативных и интерактивных умений.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Анализ причин мотивационного выгорания студентов вузов

В частности, диалогизация учебного материала может осуществляться благодаря таким его характеристикам, как контекстуальность, открытость, побудительная модальность педагогической речи, метафоричность предметного содержания, игровая форма подачи. Образовательный диалог реализуется в разных видах образовательных ситуаций. Которые актуализируют субъектные позиции эксперта, выбора, принятия решения, вхождение в роль, проигрывания реальной ситуации и т.д..

Оригинальную концепцию психологии личности в культурологическом и аксиологическом аспектах предложил В. Рыбак, центральным предметом которой является честь и достоинство

Ученый отмечает, что речь идет не столько о ценности личности, сколько о ценности самой личности. В связи с этим рассматривается аксиодинамика отношение к личности — от полюса крайнего унижения (аксиоциду) к полюсу исключительного подъема (аксиокульту). Исследователь адаптирует известные и разрабатывает новые методики профилактики аксиопсихологичних отклонений в поведении учащейся молодежи и взрослых людей, средства их аксиокорекции.

Перспективу дальнейших исследований в области аксиологической психологии личности студента составляют фундаментально-технологические разработки программ оптимизации профессионального аксиогенезу будущих специалистов с учетом ряда социокультурных, индивидуально-типологических, возрастных, тендерных факторов.

Следует активно пропагандировать достижения украинских ученых за рубежом с целью интеграции теоретико методологической, экспериментально-диагностической. А также развивающие-коррекционной (психотехнической) базы аксиопсихологии личности студента с близкими к ней направлениям персонологии, психопедагогики и психотерапии.

Речь идет прежде всего о систематизации разрозненных прикладных исследований аксиопсихичных феноменов и их реинтерпретацию в формате целостной теории профессионального аксиогенеза.

Аксиопсихология личности студента составляет новейшее направление отечественных психолого-педагогических персонологических студий, предметом которых является развитие (аксиогенеза) ценностно-смысловой сферы (аксиопсихики) лица в процессе получения высшего профессионального образования.

Развитие данной сферы аксиопсихологичных студий осуществляется в культурно-исторической, экзистенциально-гуманистической, герменевтико-феноменологической, интегрально-холистический, комплексной плоскостях и имеет широкие возможности теоретико-методологической экстраполяции, а также психотехнической спецификации.

Похожее ...

Добавить комментарий