Формирование наглядно-образного мышления студентов-физиков

Формирование наглядно-образного мышления студентов-физиков

Формирование наглядно-образного мышления студентов-физиков

Процесс глобализации и информатизации современного общества требует от высших учебных заведений новых методических подходов к подготовке будущих педагогических кадров способных воспринимать и анализировать постоянно растущий поток информации, а также эффективно выполнять поставленные перед ними задачи. Современный специалист должен быть подготовлен к творческому решению возникающих проблем, которые не имеют стандартных, известных путей их решения. Справиться с подобными проблемами по силам людям с хорошо развитым мышлением. Мышление это — высшая степень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: новообразования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых мыслей и выводов. Психологи обычно выделяют следующие три основные виды мышления: наглядно-действенное, наглядно образное, абстрактно-логическое. Специалисты различных отраслей в процессе своей деятельности используют все вышеперечисленные виды мышления, однако в зависимости от сферы деятельности тот или иной вид мышления будет наиболее развит.

Достаточно хорошо развито мышление у специалистов творческих направлений (художники, дизайнеры, режиссеры, архитекторы и др.), что позволяет им иначе воспринимать все многообразие внутренних и внешних связей процессов, происходящих в окружающей среде.

Читайте также  Топ жалований при получении образования в американских колледжах

Однако наряду с творческими специальностями большое внимание развитию этих видов мышления следует уделять будущим специалистам физико-технического направления

У специалистов этого направления преобладает наглядно-образное мышление, и позволяет им анализировать объекты своей деятельности без непосредственного взаимодействия с ними. Наглядно-образное мышление — это вид мышления, опирающийся на восприятие или представления. Данный вид мышления позволяет одновременно образно представлять объект исследования с разных точек зрения, устанавливать функциональные связи между параметрами, которые описывают.

На современном этапе развития образовательной системы, в процессе формирования физико-технических знаний, наиболее эффективным методом развития мышления является наглядно-образные представления физических явлений и процессов.

Особое место при этом с дидактической точки зрения, занимает форма представления информации в виде графических образов на мониторе персонального компьютера (ПК). Психологи также отмечают положительное влияние использования компьютерных технологий в процессе обучения. Так мультимедийное представление информации способствует взаимодополняющей работе обоих полушарий головного мозга человека.

С целью развития наглядно-образного мышления студентов-физиков при формировании физико-технических знаний, нами проводится работа по разработке и конструированию технических устройств, подключаемых к ПК

Разработанные нами приборы позволяют одновременно, как графически регистрировать в реальном времени результаты физического эксперимента (изменение физической величины) на ПК. Так и, используя аналоговые измерительные приборы, дающий возможность студентам сопоставить результаты физического эксперимента и убедиться в их достоверности. Объединение аналоговых измерительных приборов и аналого-цифровых преобразователей с последующим графическим отображением результатов измерения на ПК. Позволяют комплексно воздействовать на все каналы восприятия информации студентов. Это обеспечивает одновременное поступление информации из нескольких каналов и как результат, физический эксперимент с применением ПК, становится полифункциональным средством обучения. Таким образом студент наблюдая за результатами эксперимента мысленно представляя поведение того или иного объекта или физического процесса. Подтверждает или опровергает выдвинутую им ранее теорию или гипотезу.

Читайте также  Педагогические условия подготовки будущего учителя

Наглядно-образный компонент умственной деятельности студентов является эффективным средством формирования физических понятий, моделирование процессов. Поэтому учебный процесс следует организовывать, прибегая к использованию современных информационных технологий представления и обработки информации. Поскольку именно так можно реализовать объективные условия для успешного развития наглядно-образного мышления студентов.

Похожее ...

Добавить комментарий