Готовности будущих учителей истории и правоведения к профессиональной деятельности

Готовности будущих учителей истории и правоведения к профессиональной деятельности

Готовности будущих учителей истории и правоведения к профессиональной деятельности

Педагогическая практика как практическая проверка готовности будущих учителей истории и правоведения к профессиональной деятельности

В условиях развития информационного общества возникает потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов. Подготовка будущих специалистов происходит в два этапа — теоретический (обучение в вузе) и практический (практика на производстве).

Именно педагогическая практика способствует закреплению теоретических полученных знаний, проверке сформированности ключевых компетентностей будущего учителя истории и правоведения. В этом контексте актуальным будет рассмотреть значение педагогической практики для формирования профессиональной готовности студентов-историков к будущей педагогической деятельности.

Под педагогической практикой понимается поэтапная система организации преподавателя и студента в реальных образовательных условиях, направленная на постепенное усложнение многоуровневой подготовки студентов и способствует формированию профессиональной компетентности личности будущего учителя с целью усовершенствования профессионального мастерства в дальнейшем образовании.

Главная цель педагогической практики: формирование у студентов системы необходимых педагогических умений и навыков, профессиональных способностей, личностно индивидуального стиля поведения и деятельности, необходимых для будущей профессии в оптимально приближенных к работе по специальности условиях.

Основные задачи педагогической практики — углубление и закрепление теоретических знаний с целью всестороннего применения в процессе педагогической деятельности.

Педагогическая практика в школе начинается с овладения студентами умениями и навыками целенаправленно наблюдать и анализировать учебно-образовательную и воспитательную работу в школе, самостоятельно проводить ее с учащимися с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, а также передового опыта учителей.

Определяют три основные задачи, которые стоят перед студентам — учителями истории и права, во время прохождения педагогической практики:

— формирование умения готовить и проводить уроки различных типов по различной структурой, применять различные технологии обучения с целью развития у учащихся навыков самостоятельного получения знаний, формирование познавательных потребностей и интересов школьников, активизации их гражданской позиции, ознакомление студентов с принципами организации, управления и нормативным обеспечением школьного образования;

Читайте также  Топ жалований при получении образования в американских колледжах

— развивать умения и навыки перспективного и текущего планирования педагогической деятельности;

— научить студентов успешно решать дидактические и воспитательные задачи в коллективе;

— научить студентов выполнять функции классных руководителей, а именно: работать с коллективом школьников, юношескими и молодежными организациями, а также проводить индивидуальную воспитательную работу с учащимися, вести работу с родителями;

— способствовать дальнейшему развитию и углублению у студентов любви к педагогической профессии, стремление совершенствовать свои педагогические знания с целью их творческого применения в теории и практике обучения и воспитания учащихся;

— стимулировать интерес студентов к научно-исследовательской работы в области психологии, педагогики, методики преподавания общественно-политических дисциплин. Выполнение студентом указанных задач указывает на удачное прохождение практики.

В общем значение педагогической практики сводится к следующему:

— Закрепление, углубление, критическое осмысление студентами специальных психолого-педагогических знаний, применение их в организации учебно-воспитательного процесса, формирование личной позиции как будущих учителей;
— Изучение студентами творческого педагогического опыта и применения его в поисках собственных путей решения практических проблем;
— Формирование у будущих учителей индивидуального стиля педагогической деятельности, собственного опыта активного взаимодействия с учениками, организация педагогически целесообразных взаимоотношений, творческого подхода к практической работе;
— Ознакомление студентов с инновационными изменениями в современной общеобразовательной школе, их анализ;
— Воспитание устойчивого интереса и любви к профессии учителя, потребности в самопознании и профессионально-педагогическом совершенствовании;
— Формирование у студентов интереса к научно-исследовательской работы и потребности в экспериментировании во время педагогической практики.

Читайте также  Применение интерактивных упражнений для студентов

Обычно во время профессиональной подготовки будущего учителя практика имеет два этапа:

1) ознакомительная (пассивная) практика,
2) педагогическая (активная) практика.

Тогда, как на первом этапе, который проходит на младших курсах (обычно второй — третий курс), студенты знакомятся с особенностью работы школы и собственно учителя истории и правоведения, то на втором — студент уже сам пробует себя в роли учителя. Это позволяет оценить его как со стороны, так происходит и самооценка.

Самооценке при прохождении практики следует уделять особое внимание. Студент в ходе педагогической практики оценивает во-первых, склонность к работе с детьми и вообще интересует его подобная работа в будущем. Педагогическая практика будет эффективной только при наличии у студентов положительной мотивации овладения своей специальности.

Во-вторых, студентом-практикантом оценивается уровень сформированности у него ключевых исторических компетентностей, а именно: хронологической, пространственной, логической, аксиологической, информационной и речевой. Проведение подобного самоанализа будет способствовать профессиональному росту как будущего, так и учителю.

Таким образом, педагогическая практика является неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки будущего учителя истории и правоведения, ведь она является переходным звеном между обучением и работой учителем. Благодаря практике определяется предрасположенность (желание) студента к будущей деятельности в школе, а также уровень сформированности ключевых профессиональных и исторических компетентностей у студента. Без их сформированности студент в будущем вряд ли сможет показать себя хорошим учителем.

Похожее ...

Добавить комментарий