Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию студентов

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию студентов

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию студентов

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию студентов

Один из существенных аспектов вузовской жизни — постоянное взаимодействие преподавателя и студенческого коллектива, в процессе которой происходит личностный рост, духовно-творческое обогащение обеих сторон. В рамках этого процесса ведущая роль принадлежит преподавателю, функции которого от курса к курсу меняются, приобретают специфических качеств и признаков. С позиции гуманистической педагогики необходим слом в характере вузовских взаимоотношений должен базироваться на сотрудничестве, взаимном уважении, восприятии и понимании студента преподавателем, независимо от его успехов в учебе. На наш взгляд, личностно-ориентированный характер взаимодействия преподавателя и студентов, будет установлен только тогда, когда их отношения перейдут от субъектно-объектных к субъект-субъектных. В первом случае студент рассматривается в виде объекта усилий преподавателя, во втором — учитываются личностное отношение студента к совместной деятельности, индивидуального психического развития в зависимости от возраста.

Особые функции выполняет куратор группы, который должен быть не опекуном, а наставником. В каждой группе всегда есть студенты совсем неподготовленные к вузовского обучения, причем речь идет не о пробелах в знаниях, а о моральной, социальной неподготовленность к обучения, в первую очередь такие студенты нуждаются в поддержке со стороны куратора.

Читайте также  Использование стиль технологий для развития образования

На современном этапе воспитательные технологии ставят новые требования к развитию форм, в которых будут осуществляться контакты между преподавателем и студентами. Специфичность как творчества, так и продуктивной позиции преподавателя вуза — особенность его статусного положения как воспитателя. Каждый преподаватель стремится воплотить и довести до студентов значимость знаний для будущей профессиональной деятельности по своей дисциплины и, выполняя тем самым свою официальную функцию представителя вуза, также объединяет формальные и неформальные функции, выступая в роли посредника, не заставляет, а создает такие условия взаимодействия, при которых у студентов возникают личностные мотивы к познанию и обучению.

Преподаватель может выступать в роли доверенного лица, советчика, собеседника

Знание собственными ценностными ориентирами, такими как педагогический такт, творчество, ответственность, свобода, честность и отзывчивость является необходимым условием становления производительных и гуманных отношений со студентами. Преподаватель устанавливает взаимоотношения со студентами в рамках вузов и видит их в этих умениях, а также определяет те факторы, которые недоступны наблюдению родителей. Контактные взаимодействия охватывают не только учебный процесс, но и индивидуальные занятия, консультации, непосредственные наблюдения за общением студентов в группах, индивидуальные контакты студентов друг с другом и различными преподавателями.

Читайте также  Социальная ответственность преподавателя

Анализ литературных данных позволил сделать нам следующие выводы: у студентов наиболее значимыми являются отношения со сверстниками; самоопределения себя как профессионала. Однако, при всей тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Производительность воспитательного воздействия преподавателя, его творческий вклад в личность студента — сложный и добросовестный процесс, требующий гармоничного контакта преподавателя и студента. Лишь в сочетании и согласованные усилия обеих сторон приведут к психологическому климату, который обеспечит готовность одной стороны принять требования, стремления, чувства другого.

Сотрудничество — соучастие во всех делах, заинтересованность друг другом, взаимное в общении. В таких условиях понимание сотрудничества студент будет положительно относиться к вузам и к самому процессу обучения.

Похожее ...

Добавить комментарий