Отражение противоречий глобализации в учебном курсе «социология» и «политология»

Отражение противоречий глобализации в учебном курсе «социология» и «политология»

Отражение противоречий глобализации в учебном курсе «социология» и «политология»

Отражение противоречий глобализации в учебном курсе «социология» и «политология»

Значимость проблем глобализации требует ее рассмотрения в высшей школе, в том числе в вузах торгово-экономического направления, где ведется подготовка специалистов управленческого звена для системы торговли. Именно торговля является одним из каркасов современной системы общественных отношений, которая испытывает на себе влияние различных факторов, связанных с глобализацией. Растет зависимость субъектов торговли от состояния мировой экономики и особенностей экономической политики стран — мировых экономических лидеров, а также от международных институтов торгового и финансового характера.

Благодаря развитию информационной и транспортной систем, облегчению условий передвижения через государственные границы унифицируется образ жизни людей разных стран, а следовательно, становятся подобными их потребительские требования к качеству товаров и услуг, в том числе к продуктам питания и обслуживания в сети предприятий питания, в гостиничных услуг . Поэтому студентам, которые стремятся стать специалистами в торговом деле, в гостиничном бизнесе или в области питания, следует разбираться в тенденциях, которые обозначаются понятием «глобализация».

Целевой установкой, которая реализуется при вскрытии проблемы глобализации в учебных курсах «Социология» и «Политология», является выработка у студентов понимания сложности и противоречивости современного мира, взаимозависимости субъектов мирового сообщества и взаимообусловленности различных социально-политических процессов, а также формирование у молодых людей такого важного качества, как социальная ответственность.

Читайте также  Готовности будущих учителей истории и правоведения к профессиональной деятельности

В учебном курсе «Социология» студенты могут ознакомиться с особенностями проявления глобализации в современном мире в пределах характеристики макроуровня общественных отношений, его институциональных черт и взаимодействия с мезо и микроуровнем. В частности, преподавателю следует проанализировать влияние глобализации на жизнедеятельность индивидов и управленческие процессы в государстве и на конкретном предприятии, отметив неоднозначности ее социальных последствий.

На наш взгляд, рассмотрение социальных последствий глобализации должен учесть те изменения общественных отношений

Которые порождены глобализационными процессами и касаются условий и направленности воспроизводства человека, а также характеризуются интенсификацией коммуникационных процессов и перераспределением ресурсов, обеспечивающих жизненно важные человеческие потребности. Преподавателю необходимо показать положительные последствия глобализации, которые заключаются в расширении поля свободы благодаря возможности освоения индивидом различных достижений мировой культуры, высвобождению творческой энергии и инициативы в рамках международной свободной конкуренции и интенсификации обмена опытом практической деятельности, необходимой информацией, научными достижениями.

Важно также обратить внимание студентов и на главный негативное последствие глобализации — усиление социальных противоречий на всех уровнях общественного развития (увеличение разрыва между уровнем богатства, жизнеобеспечения народов, проживающих в развитых государствах и странах, которые развиваются; противоречия между возможностью мобильного перемещения миром узкой группы населения и привязанностью большинства жителей планеты к месту своего локального пребывания, появление феномена «новой бедности» как следствие распространения новых производственных технологий и т.д.).

Читайте также  Как заказать контрольную в РФЭИ

Изучая курс «Политология», студенты должны понять то, что глобализация, с одной стороны, позволяет благодаря объединению усилий политической элиты разных стран совместно искать пути решения глобальных проблем, согласовывать на межгосударственном уровне действия по уменьшению негативных последствий глобального финансового кризиса, предотвращать отдельным военных конфликтов, а с другой — обеспечивает политическое господство Запада, слабое учета интересов народов из стран, которые развиваются. Значение имеет и осознание молодежью роли глобализации как катализатора ускорения становления демократических режимов, хотя такое ускорение несет и угрозы возникновения псевдодемократических режимов, поскольку при применении общих моделей демократизации не всегда учитываются национально-культурные и социально-экономические особенности развития различных народов, их политические традиции и политическая культура.

Также перед студентами следует осветить место в современной политической жизни идеологии глобализма, особенно в ее либеральной версии

Которую некоторые исследователи определяют как стратегию «бесчеловечной глобализации», «силовой глобализации в интересах элитарных стран». Важно сосредоточиться и на причинах появления идеологии и политической практики антиглобалистского движения, в том числе в среде молодых представителей среднего класса развитых стран мира.

В общем, осознание студенческой молодежью противоречивый характер развертывания процессов глобализации основой формирования в них целостного мировоззрения и их активного включения в общественных отношений, в том числе отношений профессионального характера.

Похожее ...

Добавить комментарий