Психологическая структура педагогической деятельности преподавателя вуза

Психологическая структура педагогической деятельности преподавателя вуза

Психологическая структура педагогической деятельности преподавателя вуза

Психологическая структура педагогической деятельности преподавателя вуза

Психологическая структура педагогической деятельности преподавателя вуза включает в себя четыре компонента: организаторский, коммуникативный, конструктивный и познавательный. Наиболее значимыми для вузовского преподавателя есть конструктивные и гностические умения. Организаторские и коммуникативные умения больше других подвергаются перестройке в связи с ростом опыта и возраста преподавателя. Гностический компонент в деятельности преподавателя выражается в умениях найти в процессе научного познания оригинальное решение прикладных проблем, переосмыслить свою деятельность в связи с изменением его условий. Конструктивный компонент является функцией моделирования педагогического процесса. Его роль заключается в отборе информации, в ее построении, в предвидении процесса усвоения знаний.

Так, конструктивный компонент лежит в основе коммуникативной, гностической и организаторской деятельности преподавателя.

Гностический компонент позволяет совершенствовать конструктивные, организаторские и коммуникативные умения. Динамическая целостность структуры педагогической деятельности преподавателя выражается в том, что отставая в своем развитии, компенсируется более развитыми составляющими. Уровень развития конструктивного компонента в научной деятельности преподавателя тесно связан с уровнем его гностических умений.

Основное отличие структуры педагогической деятельности профессоров и ассистентов заключается в уровнях конструктивного компонента

В профессоров он находится на очень высоком уровне, особенно проектировочные умения, в ассистентов — на низком, а некоторые конструктивные умения — на среднем уровне.

Читайте также  Изучения аналитической геометрии с использованием компьютерных сред

Высокий уровень конструктивного компонента в педагогической деятельности профессора связан с высоким уровнем их научного творчества, что в соответствии характеризуется высокоразвитыми проектировочными умениями в научной деятельности.

Основой взаимодействия между всеми компонентами психологической структуры педагогической деятельности преподавателя выступает научное творчество.

Преимущество научной направленности у преподавателя может снизить его ответственное отношение к выполнению педагогической деятельности и неблагоприятно влиять на ее успешность. Если же преподаватель осуществляет педагогическую деятельность на высоком уровне, его научный труд, как правило, протекает успешно, так как выкладывать на высоком научном уровне может только ученый, интенсивно и плодотворно ведущий научное исследование. Лекторы-мастера обычно являются крупными учеными.

Структура деятельности преподавателя вуза не остается стабильной. Она претерпевает изменения в зависимости от стажа и возраста преподавателя.

Научная подготовка в процессе студенческого обучения, в годы аспирантуры, завершающийся созданием научной работы — диссертации, закладывает фундамент для начала педагогической деятельности. Основой успешного старта в педагогической деятельности становятся научные, методологические знания, умения и навыки исследовать научную проблему.

В течение первых лет работы в университете педагогическая деятельность становится ведущей, научное творчество находится в латентном периоде накопления научных фактов

После пяти лет работы, когда уже приобретен определенный опыт и преподаватель овладел предмет и азы методического мастерства, начинается подъем в научной деятельности, теперь снова становится источником творческого вдохновения в педагогической работе.

Читайте также  Влияние архитектуры на формирование инновационного творческого мышления студентов

Через 15 лет работы в университете преподаватель чувствует относительную гармонию между научной и педагогической творчеством.

Примерно в возрасте 45 лет, имея 20-летний стаж работы, преподаватель переживает некоторый дискомфорт, прежде всего в педагогической деятельности, а затем и в научной, если у него не возникает целевой установки — написать докторскую диссертацию, монографию. В этот период важен внешний толчок, например, творческий отпуск.

Спад сменяется новым подъемом в научной работе при возникновении сверхзадачи на основе анализа и обобщения собственного научного и педагогического опыта с целью написания учебников, учебных пособий.

В дальнейшем педагогическая деятельность преподавателя университета видоизменяется (от чтения лекций к руководству аспирантами, соискателями, магистрами). Все, что накоплено в процессе научных исследований ученого, начинает новую жизнь в деятельности его учеников. Ученый — это тот, у кого есть ученики. Таким образом деятельность преподавателя университета активизируется, но уже с целью подготовки нового поколения ученых и педагогов.

Похожее ...

Добавить комментарий