Развитие у студентов навыков успешного самоменеджмента учебной деятельности

Развитие у студентов навыков успешного самоменеджмента учебной деятельности

Развитие у студентов навыков успешного самоменеджмента учебной деятельности

Развитие у студентов навыков успешного самоменеджмента учебной деятельности

Одной из важных задач высшего образования в настоящее время является формирование у студента потенциала саморазвития и самосовершенствования. Особенно это актуально в условиях кредитно-модульной системы обучения, которая направлена на повышение уровня самообразования и творческого овладения знаниями. Актуальным становится вопрос, связанный с рациональным использованием бюджета учебного времени студента в процессе обучения. Вместе с мотивацией учения и культурой умственного труда, обеспечению успешности современного студента способствует самоменеджмент.

Самоменеджмент — это, прежде всего, искусство управлять собой, самоорганизация, руководство процессом управления во времени. То есть, студент должен уметь организовать свое обучение так, чтобы эффективность была максимальной. Согласно принципу Парето 80% положительного эффекта достигается благодаря 20% затрат на его достижение, 20% работ обеспечивают 80% конечного результата. Итак, для того, чтобы найти больше времени на то, что приносит пользу, а именно — накопление знаний, придется делать меньше того, что оказывается бесполезным, а это значит, что человеку, который учится, важно определить, в чем смысл полезного времяпрепровождения с помощью расстановки приоритетов. Именно правильной расстановке приоритетов и способствует самоменеджмент.

Основные цели самоменеджмента: максимально использовать собственные возможности, самостоятельно ставить цели, планировать и прогнозировать свою деятельность, рационально ее организовать, определять приоритетные направления развития, составлять рабочий план индивидуального распорядка и следовать ему. Среди принципов самоменеджмента учебной деятельности студента целесообразно использовать такие современные технологии как: «Just in time», «Начни с себя», «Соблюдение правил при выполнении записей», «Проектное управление», «Time management» и др.

Читайте также  Организации внеучебной деятельности в высших учебных заведениях

Они позволяют студенту приобретать навыки составления планов, проведение самоанализа и самооценки (например, заполняя дважды в семестр рабочий журнал, в котором студент выявляет проблемы и планирует корректирующие действия своего процесса обучения). Одним из эффективных средств формирования у студентов положительного отношения к необходимости самосовершенствования является использование интерактивных форм и методов аудиторной и внеаудиторной работы: бесед, диспутов, тренингов, часов общения, заседаний клубов.

Используя принципы самоменеджмента, можно сформулировать следующие практические советы студенту по рациональной организации учебного процесса:

— Правильный настрой с самого первого дня обучения ( «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»),

— Планируйте свое обучение (Девиз часы «Планируйте заранее. Когда Ной строил свой ковчег, потопа еще не было»). Составьте план обучения дисциплинам по темам и вычеркивай красным цветом соответствующий пункт в своем плане после его изучения. Это создает ощущение того, что обучение идет по плану.

— С самого начала обучения ставьте перед собой реалистичные цели, используя систему SMART — разумные цели (S — формулируйте свои цели предельно четко, M — цели должны быть измеримы, A — цель должна быть согласованной с окружающими, R — ставя перед собой цель, будь реалистичным, T — цель должна быть привязана по времени). Например, изучить первую тему первого модуля за 3 недели. Выполнение работы в выбранный срок предоставит сил и будет способствовать более продуктивному обучению в дальнейшем.

Читайте также  Влияние самостоятельной работы студентов на развитие их научной деятельности

— Разработайте декомпозиции цели на более мелкие задачи (например, посвятить проработке конспекта ежедневно 2:00 в день и не отступайте от этого правила).

— Сложив график активности с учетом уровня вашей активности в различные периоды суток выбирайте самые часа дня, чтобы вы могли полностью сконцентрироваться на изучении материала.

— Уложите свой план-график сдачи итоговых задач, отмечайте в нем выполнение каждого из них.

— Используйте все неожиданно возникающие временные возможности для обучения, вовремя их замечайте и продуктивно использовать (например, оптимизация транспортного времени).

Таким образом, формирование самоменеджмента учебной деятельности студентов в условиях кредитно-модульной системы обучения — процесс необходимый для становления и развития личности, способной достойно жить и работать в современном информационном обществе.

Умения и навыки самоменеджмента позволят студенту существенно повысить эффективность его деятельности с минимальными затратами сил и времени, лучше организовать процесс обучения и повысить мотивацию обучения, а также позволит правильно сбалансировать все сферы жизни, достичь профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

Похожее ...

Добавить комментарий