Спецкурс «эстетическая культура учитель изобразительного искусства»

Спецкурс «эстетическая культура учитель изобразительного искусства»

Спецкурс «эстетическая культура учитель изобразительного искусства»

Современный этап социально-экономических, научно-технических и культурных преобразований вызывает необходимость кардинальных изменений в системе художественного образования, обновление содержания, внедрение новых форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих формирование нового поколения инициативных, целеустремленных, креативных, высококультурных педагогов. Доминирующее значение в этом вопросе предоставляется эстетической культуре учителей, в частности учителей изобразительного искусства, должны находить и воплощать в практическом измерении школы формы и методы обогащения мировоззрения учащихся эстетическими реалиями, должны формировать у них эстетический вкус, понимание эстетических явлений (прекрасного и безобразного, трагического и комического и т.д.).

Методологической основой спецкурса являются ведущие научные педагогические подходы:

— Аксиологический подход — в процессе формирования эстетической культуры будущих учителей изобразительного искусства предполагает четкое определение ценностей как основы его реализации; создает благоприятные условия для развития эмоционально-ценностных переживаний и ценностных отношений каждой личности; перенос акцента на овладение студентами образовательных и специфических ценностей педагогической деятельности как ведущих ее приоритетов и формирование у педагогов-художников социально значимых ценностных педагогических действий как необходимой предпосылки того, чтобы в будущем они были способны принять уникальность аксиологической сферы каждого ученика и обеспечить на этой основе успешную субъект-субъектной взаимодействие с ним;

— Культурологический подход — определяется тем, что формирование эстетической культуры будущих учителей изобразительного искусства непосредственно находится в прямой взаимосвязи с культурой, обеспечивает культуровидповиднисть художественно педагогического образования, мобилизует эстетико-культурологические ресурсы будущего учителя изобразительного искусства, дает возможность восхождения от его индивидуального к духовно-практического опыта человечества, то есть субъекта культуры, способного к самоопределению и самореализации;

— Интегративный подход — меняет акценты по построению педагогического процесса с предметноцентризму к его полицентричность, преодолевает раздробленность, хаотичность, фрагментарность профессиональных знаний, дифференцированных по разным учебным дисциплинам;

— Компетентный подход — обеспечивает формирование профессиональной эстетической компетентности будущего педагога-художника, которая заключается в способности руководствоваться приобретенными эстетическими знаниями и художественными умениями, в готовности использовать полученный эстетический опыт в самостоятельной практической художественно-творческой деятельности в соответствии с универсальными общечеловеческими эстетическими ценностями и гуманистическими мировоззренческими принципами, что является весомым основанием формирования их эстетической культуры;

— Системный подход — позволяет оптимизировать этот процесс, определить системообразующие связи, обеспечивает упорядоченность структуры учебно-воспитательного процесса и предоставляет ему характера эмерджентности (наличие у системы свойств целостности, то есть таких свойств, которые не присущи составляющим элементам; является одной из форм проявления принципа перехода количественных изменений в качественные; целостность).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Педагогические условия подготовки будущего учителя

Содержание предметного обучения искусства следует рассматривать в интегративной контексте как родство различных элементов знаний

Об особенностях раскрытия многоаспектности окружающего мира, отражение реальности «языком линий, красок, звуков, которые человек воспринимает с помощью зрения, слуха и других органов чувств». С этой позиции спецкурс «Эстетическая культура учителя изобразительного искусства» основывается на межпредметных связях с дисциплинами общегуманитарного, психолого-педагогического, методического, загальнохудожнього, культурологического и специального циклов, что делает соединение локальных знаний по различным дисциплинам в целостную картину мира.

Учебный спецкурс рассчитан на 42 часа (лекционных — 14 часов; практических — 8:00, самостоятельной индивидуальной работы — 20 часов). Содержание спецкурса раскрывается в двух модулях: I — «Теоретические аспекты формирования эстетической культуры учителя изобразительного искусства»; II-«Эстетико-педагогический потенциал изобразительного искусства в формировании эстетической культуры учителя изобразительного искусства».

Главной целью спецкурса является осмысление содержания и структуры эстетической культуры учителя изобразительного искусства, овладение студентами эстетическими знаниями по теории, истории, методики изобразительного искусства, активизации эстетического опыта и умении его использовать в формировании собственной эстетической культуры и эстетической культуры своих учеников, расширении сферы эмоционально-эстетических впечатлений студентов.

В целях основными задачами спецкурса являются:

— Осознание студентами значение эстетической культуры для учителя изобразительного искусства;

— Выяснение ними сущности и фундаментальных основ эстетической культуры, определение ее составляющих;

— Ознакомление с отечественным и зарубежным опытом по проблеме формирования эстетической культуры педагога;

— Осознание студентами связей эстетики с искусством, естественным, социальным и культурным средой жизнедеятельности человека как основой формирования эстетической культуры педагога-художника;

— Осуществление анализа и практическое овладение эстетико-педагогическими возможностями изобразительного искусства в процессе формирования эстетической культуры субъектов педагогического процесса;

— Стимулирование потребности студентов в эстетической самообразованию и саморазвитию.

Спецкурс состоит из двух частей:

— теоретической, которая охватывает лекционные занятия, на которых студенты приобретают знания о сущности феномена «эстетической культуры», особенностей и структуры эстетической культуры учителя изобразительного искусства, содержания технологии формирования эстетической культуры педагога-художника, критерии отбора эстетического материала, применяемого для формирования эстетической культуры субъектов учебно-воспитательного процесса, принципы построения индивидуальной программы совершенствования собственной эстетической культуры, социальных и педагогических функций изобразительного искусства, эстетико-педагогического и эстетико-экологического потенциала изобразительного искусства в формировании эстетической культуры учителей изобразительного искусства;
— практической — практические, самостоятельные занятия, направленные на формирование у студентов умений эстетически воспринимать и правильно понимать прекрасное в окружающей действительности и искусстве, преобразовывать действительность по законам красоты, использовать полученные знания в процессе эстетической педагогической деятельности, организовывать собственную эстетическую деятельность на основе Красоты, Истины , Добра, использовать эстетический опыт в профессиональной деятельности, проектировать формы и методы самообразования и саморазвития по вопросам повышения уровня собственной эстетической культуры.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Общие положения инновационных технологий обучения

Можно согласиться с высказыванием, что «знания не существуют сами по себе: они всегда являются элементами какой-либо деятельности (определенных умений), действий»

Согласно профессионально-педагогические знания будущего учителя изобразительного искусства реализуются практически через систему умений, «усвоен субъектом способ выполнения действия. Который обеспечивает реализацию совокупности знаний, приобретаемых». Это происходит во время проведения практических, самостоятельный занятий, на которых студенты учатся применять полученные теоретические знания.

Основными формами проведения практических занятий является проблемно-творческие, эвристические-проектные, художественно-эстетические и профессионально ориентированные.

Важную роль в процессе изучения спецкурса «Эстетическая культура учителя изобразительного искусства» играет самостоятельная работа, которая способствует овладению студентами знаниями, формированию умений по подготовке и проведению уроков, внеклассных мероприятий.

Справедливо отмечают, что «система профессиональной подготовки должна быть направлена ​​на подготовку учителя-исследователя нового типа мышления. Которому присущ высокий динамизм, для которого главным является культ поиска, познания, а не только культ знаний».

Соответственно для спецкурса на самостоятельную проработку студентов выносится следующие задачи:

— анализ искусствоведческой и научной литературы,
— сбор информационно-иллюстративного материала,
— написание рефератов,
— подготовка коротких письменных и устных сообщений,
— микропреподавание,
— написание сценария к воспитательных мероприятий,
— художественно-эстетическое проектирование и оформление выставок.

Выполнение самостоятельных заданий составляет основу развития у студентов фантазии, творческого воображения, творческого мышления, проявления индивидуальных способностей, формирование навыков художественно-педагогического самовыражения.

Таким образом, внедрение спецкурса «Эстетическая культура учителя изобразительного искусства» в профессиональную подготовку будущих учителей изобразительного искусства способствует формированию специалиста как эстетически развитой личности. Наделенной сложившейся эмоционально-эстетической восприимчивостью, эстетически-профессиональной компетентностью, педагога-художника, способного к творческому самовыражению и самореализации в профессионально-педагогической деятельности.

Похожее ...

Добавить комментарий