Высшее образование как фактор формирования профессиональных ценностей студентов

Высшее образование как фактор формирования профессиональных ценностей студентов

Высшее образование как фактор формирования профессиональных ценностей студентов

Высшее образование как фактор формирования профессиональных ценностей студентов

Проблемы высшего образования в современном обществе, в частности совершенствование направленности, характера, усложнение функций, повышения ее результативности и конкурентоспособности в последнее время находятся в поле повышенного внимания исследователей. Качество образования в значительной мере обусловлено потребностями заказчиков, определяющих цели, функции, содержание и конечный образовательный продукт. В роли заказчиков выступают государство, общество и личность.

Анализ современной образовательной практики и потребностей заказчиков позволяет утверждать, что образование должно не только выполнять социальный заказ, но и проявлять собственную самостоятельность и активность, образование должно выступать ценностью, способом саморазвития и самореализации ее участников. В контексте гуманистического мировосприятия образование призвано создать новую систему ценностей, поскольку должна быть открытой, вариативной, духовно и культурно насыщенной, диалогической и толерантной, с установками на отечественные традиции и общечеловеческий опыт.

Современное образование призвано, с одной, стороны раскрыть и обосновать рациональную модель окружающего мира, объективной реальности, с другой — раскрыть его универсальную ценность, удовлетворяет не только его материальные, но и духовные запросы, помочь найти человеку его место в системе вселенной , осознать смысл и назначение ее существования, выработать определенный стиль поведения.

Такой подход к образованию значительно расширяет ее возможности, функции и содержание

Назначение современного образования, ее сущность заключаются не только в передаче определенной суммы знаний, умений и навыков, отражающих сущность и специфику указанной науки и составляют информационную модель — она выступает как адаптированный социальный опыт человечества, в котором усиливается значимость творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений, что вызывает необходимость гармонизации интеллектуальных и эмоциональных аспектов, рационального и чувственного, естественного и гуманитарного знания.

Читайте также  Психологическая структура педагогической деятельности преподавателя вуза

Высшая педагогическая школа призвана обеспечить такие условия, при которых было бы возможно превращение личностно-общественных целей в действенный внутренний стимул профессионального становления будущего педагога, развитие и закрепление у него активной профессиональной позиции и творческого стиля деятельности.

Процесс преобразования внешних стимулов на внутренние мотивы достаточно сложный и противоречивый, поэтому осуществляется постепенно, основываясь на учете ценностных ориентаций, профессиональных ожиданий, установок студентов, характера их отношения к выбранной профессии, способствует решению противоречий между обучением и преподаванием. Проблема заключается в том, чтобы наряду с овладением знаниями, умениями и навыками, необходимыми для решения профессиональных задач, развивать активность, самостоятельность, инициативу, творчество, обогащать эмоционально-волевую сферу студентов, превращать полученные ими знания на ценности.

Задача заключается также в том, чтобы ориентировать учебный процесс в вузе на формирование профессионального «Я» будущего учителя, выявить и обеспечить совокупность условий для самореализации возможностей и способностей каждого студента, предоставить тем самым образовательному процессу личностно ориентированного, ценностно-деятельностного характера.

Читайте также  Язык графики как основа обучения будущего учителя технологии

Задача высшей школы состоит в том, чтобы изменить позицию каждого студента в учебном процессе, превратить его в субъект собственного образования и профессионального роста, стимулируя его творческое саморазвитие.

Вышеупомянутое предусматривает обновление содержания высшего образования, конкретизацию образовательного процесса высшей школы по следующим направлениям:

— Личностно-гуманитарная организация учебной деятельности, ценностно деятельностная направленность дисциплин;
— Системное видение профессиональной деятельности, целостное восприятие педагогического процесса студентом
— Педагогическое диагностирование и мониторинг профессионального саморазвития студентов, преобразования изученных знаний на ценности, предоставление им личностного смысла;
— Становление активной профессиональной позиции и творческого стиля деятельности;
— Формирование рефлексивных и коммуникативной культуры, совершенствование педагогических способностей и потребностей в педагогических инновациях;
— Овладение методикой творческой работы и инновационными технологиями профессионально-педагогической деятельности.

Высшее педагогическое образование должно стимулировать у будущего педагога нуждаются в постоянном обогащении самосознания, чувства собственного достоинства, самодисциплины, независимости суждений с уважением к другим мнениям, способности ориентироваться в мире общечеловеческих и профессиональных ценностей, умений принимать решения и нести ответственность за их последствия, осуществлять свободный выбор профессиональных действий, стиля поведения и способов собственного профессионального роста. Все это выступает важными характеристиками профессиональных ценностей, которые должны формироваться в процессе получения высшего педагогического образования студентами и составить основу их профессиональной компетентности.

Похожее ...

Добавить комментарий