Подготовка будущих специалистов дошкольного образования

Подготовка будущих специалистов дошкольного образования

Подготовка будущих специалистов дошкольного образования

Развитие на современном этапе сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Происходит становление новой системы образования, которая ориентируется на мировое образовательное пространство. Социальные, экономические, политические изменения, которые проходят, требуют решения реформирования национальной системы высшего образования, рост интеллектуального и духовного потенциала общества, подготовки нового поколения педагогов, способных реализовать образовательные стандарты, внедрять новые образовательные технологии.

Эффективность работы образовательных учреждений зависит не только от программ обучения и воспитания, но и от личности педагога, от компетентности педагогических кадров, а это прежде всего – представители методических служб всех уровней. Реализация новых концепций дошкольного образования требует от педагога активного и творческого введения идей интерактивного личностно ориентированного воспитания и обучения, способного вносить в свою деятельность прогрессивные идеи, менять уже устаревшие подходы новыми.

Методическая служба ситуации в образовательной системе, является одним из важнейших достижений отечественной педагогической науки и практики

Поскольку подготовка к управленческой деятельности является важной составляющей профессионального педагогического образования, то необходима организация целенаправленной подготовки студентов к этому виду работы. И поэтому, по нашему мнению, за период обучения в педагогическом заведении, студенты должны получать необходимый уровень знаний, умений и навыков, связанных с управленческой деятельностью.

Исходя из вышесказанного, в процессе нашего исследования в учебный план подготовки будущих воспитателей к управленческой деятельности нами введено следующие курсы: «Организация и руководство ДОУ», «Социально-педагогические основы управления дошкольным образованием» (ОКУ «бакалавр») и «Инспектирование дошкольных учебных заведений», «Организация методической работы в дошкольном образовании» (ОКУ« Специалист »), которые охватывают круг теоретических и практических задач управленческого направления, помогают повысить профессиональный уровень студентов в будущем.

Подаем к рассмотрению содержание курса «Организация методической работы в дошкольном образовании», который направлен на раскрытие студентам особенностей организации методической службы в дошкольном образовании, вооружение каждого выпускника комплексом современных знаний, умений и навыков, формирование у него профессиональных компетенций, позволяющих ему после окончания учебы быстро адаптироваться в дошкольном учреждении, умело применять полученные знания, активно внедрять научную организацию труда, успешно решать задачи всестороннего развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Курс «Организация методической работы в дошкольном образовании» рассчитан на 120 часов (4 кредита ЕКТС) из них 30 час. аудиторных (20 час. – лекционных, 10 часов. – семинарско-практических) и 60 ч. – Самостоятельная работа студента. Итоговой формой контроля всего курса является экзамен.

Читайте также  Организация интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста

Переходим к раскрытию содержания программы

Содержательный модуль 1: Методическое обеспечение дошкольного образования

Тема 1: Нормативно-правовое регулирование процессом дошкольного образования

Организация методической службы в ДОУ. Требования к личностным качествам воспитателя-методиста ДОУ. Права и обязанности воспитателя-методиста ДОУ. Квалификационные требования к должности воспитателя -методист. Организация методического кабинета как центра методической работы дошкольного учебного заведения. Методический кабинет, его задачи, содержание и наполняемость. Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Проблемы организации методической работы в государственных документах.

Тема 2. Современные аспекты планирования образовательного процесса.

Планирование как одна из важнейших функций управления ДОУ. Реализация планирования ДОУ на основе всестороннего анализа учебно – воспитательного процесса, внедрение передового педагогического опыта, достижений психолого-педагогических наук. Учет аспектов (типа ДОУ, возможностей материально-технической базы дошкольного учреждения, кадрового состава, его профессионального уровня, перспектив коллектива на будущее) при составлении плана работы детского сада. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в дошкольных учебных заведениях. Календарно тематическое планирование учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Содержательный модуль 2: Контрольно-аналитическая деятельность в ДОУ

Тема 3. Планирование работы руководителя и методиста ДОУ.

Управленческая деятельность и планирование как необходимое условие осуществления воспитания, образования, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Помесячное планирование. Задача для воспитателей, воспитателя-методиста, руководителя ДОУ. Организация работы ДОУ в летний оздоровительный период.

Тема 4. Контролирующая функция методиста ДОУ.

Виды контроля в ДОУ. Общие правила контроля. Методы ознакомления с работой воспитателей. Внутренний контроль. Классификация организационных форм управления образовательным процессом. Алгоритм контроля за учебно-воспитательным процессом. Основные задачи внутреннего контроля. План-сетка внутреннего контроля в месяц.

Содержательный модуль 3: Методическая, научная, исследовательская работа в ДОУ

Тема 5. Методическая работа с педагогами.

Методическая работа как одна из основных составляющих разносторонней деятельности методиста ДОУ. Цель и задачи методической службы в ДОУ. Функции диагностического сопровождения методической работы. Формы методической работы – массовые, групповые и индивидуальные. Интерактивные формы методической работы.

Тема 6. Педагогический совет в дошкольном учебном заведении: технология разработки и подготовки.

Нормативно-правовая база. Педагогический совет как метод и форма управления. Педагогический совет постоянно действующий орган управления. Порядок создания. Состав. Полномочия. Председатель, секретарь. Ведение протокола педсовета. Планирование работы педсовета. Виды педсоветов. Технология подготовки заседаний. Формы проведения заседаний педсовета. Требования к проведению педсоветов. Решение педсоветов.

Тема 7. Педагогический совет в дошкольном учебном заведении: технология проведения.

Функции педсовета. Циклограмма педагогического совета. Алгоритм подготовки и проведения. Проведение педагогического совета. Подготовка и проведение нетрадиционных педсоветов. Заседание педагогического совета Алгоритм заседания педсовета. Правила составления аналитического доклада. Требования к выступлениям. Итоги заседания педагогического совета. Оформление протокола педагогического совета. Контроль за выполнением решений педагогического совета. Анализ эффективности работы педагогического совета.

Читайте также  Завтра в школу!

Тема 8. Создание, обобщение, внедрение и распространение передового педагогического опыта

Улучшение работы методической службы в ДОУ как одна из основных задач. Создание системы изучения и внедрения достижений науки и передового опыта в практику учебно-воспитательного процесса. Критерии оценки передового педагогического опыта. Уровне передового педагогического опыта. Методы изучения и обобщения передового педагогического опыта. Алгоритм обобщения опыта. Этапы внедрения опыта. Способы пропаганды и распространения ППД.

Тема 9: Инновационная научно-методическая работа в ДОУ.

Структура, задачи, содержание и формы научно-методической работы в ДОУ. Научно-методическая работа – связующее звено между государственной системой образования, психолого-педагогической натворю, передовым педагогическим опытом, деятельностью коллектива ДОУ. Работа над единой научно-методической темой. Внедрение в практику работы ДОУ инновационной технологии. Влияние управленческой модели профессиональной компетентности методиста результатов инновационной деятельности

Тема 10: Новые формы получения дошкольного образования.

Нормативно-правовое обеспечение новых форм дошкольного образования. Модернизация дошкольного образования на современном этапе. Вариативность получения дошкольного образования. Организационно-педагогические предпосылки обеспечения детей качественной дошкольным образованием. Центры развития ребенка. Группы в ДОУ: родственные, прогулочные, кратковременного пребывания. Режим прогулочной группы. Нормативное обеспечение прогулочной группы. Обеспечение дошкольного образования домашним педагогом.

Следует отметить, что в основу обучения положен деятельностный и личностно ориентированный подходы. Это требует особого внимания к практической направленности обучения. Целью практической составляющей является привлечение студентов к углубленной деятельности в процессе рассмотрения различных педагогических проблем, стимулирования к осуществлению анализа, оценки уровня профессионализма.

Такое содержание обучения способствует осознанию студентами стиля и мотивации профессиональной деятельности будущих методистов, а правильно подобранные формы и методы работы активизируют личность будущих педагогов, способствуют формированию их индивидуального стиля. Именно поэтому следует учить студентов исследовать содержание и структуру деятельности методиста, классифицировать функциональные обязанности, находить пути совершенствования его работы.

Подытоживая вышеизложенное, отмечаем, что среди условий подготовки студентов к организации методической работы, соблюдение которых обеспечивает ее эффективность являются: педагогическая (теоретическая и практическая подготовки студентов к самостоятельной реализации разнообразия методических форм в ДОУ) сочетание учебной, научной и практической деятельности студентов, внедрение интерактивных технологий в учебно-воспитательный процесс вуза.

Похожее ...

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о