Диал-культурологический подход образования

Диал-культурологический подход образования

Диал-культурологический подход образования

Образовательная подготовка будущего специалиста должна ориентироваться на определенные идеально-нормативные представления о современной профессиональной деятельности. Выработанные на почве ведущих реалий и тенденций общественной жизни.

При этом плюрализм и противоречивость этих ценностных ориентиров, их стремительные изменения обусловливают сосуществования различных, порой альтернативных моделей профессионального образования и в то же время требуют их продуктивного сообщения.

И не только на уровне организационных форм и технологий, что неизбежно ведет к эклектике и бессистемности. Но прежде всего на уровне философии образования – через четкое определение ее принципов и целей

Итак, речь идет о такой «регулятивную идею», которая интегрировала бы ведущие современные модели профессиональной деятельности как всеобщий-значимого феномена общественной жизни. Это, в свою очередь, предусматривает выделение онтологических универсалий настоящее, из которых «следует», в частности, и сущность профессионализма.

Один из таких всеобщих бытийных ориентиров, утверждается как в обыденном сознании, так и в философии, социально-гуманитарной мысли, искусстве, – творчество, творческое мышление и деятельность.

В частности, речь идет о спонтанном или сознательное становление современной личности на самосозидание. Самостоятельное возложение бытийных ценностей и смыслов и их наиболее полное воплощение в материальных изделиях, межчеловеческих отношениях и тому подобное.

В контексте этой идеальной направленности любое действие, особенно на профессиональном уровне, является порождением культурного произведения.

Требования к специалисту

С этой точки зрения такие распространенные ныне требования к специалисту, как креативность, самостоятельность мышления и мастерство, возникают взаимосвязанными определяющими гранями единой направленности на культуротворення, приобретение по законам культуре.

Недаром становления специалиста часто толкуется как формирование профессиональной культуры – целостного индивидуально-уникального и одновременно общественно значимого образа мышления, деятельности и общения.

Еще одна определяющая универсальная установка современного бытия – идеал полноценных, равноправных и гармоничных отношений человека с другими людьми, существами, вселенной. Часто такие отношения определяют как диалогические. При этом в жизни и культуре Новой эпохи все отчетливее определяется взаемовизначальний связь между идеями культуры и диалога.

Поэтому продуктивной для исследования и регулирования процессов развития общества и личности выдается философская концепция выдающегося современного мыслителя В. С. Библера. Согласно которой ведущими всеобщими регулятивами современного бытия является истолкованы определенным образом идеи диалога и культуры в их неотъемлемой связи.

Понимая культуру прежде всего как способ самодетерминации человека, бытие в области произведений, Библер считает формой ее существования и развития именно диалогическое общения «людей и идей» – различных ценностно-смысловых установок, самостоятельно-особых и именно поэтому всеобщее значимых культур миропонимания и деятельности.

При этом в свете наследия представителей диалогической мысли ХХ в. – От М. Бахтина и М. Бубера к Э. Левинас и Ю. Хабермаса – жизнь каждого человека, сообщества, всего общества возникает пространством внутренней и внешней диалогической взаимодействия различных культуротвирних интенций – форм самоопределения или, по выражению известного культуролога А. В. Ахутин , «способов быть человеком».

Следовательно, по В. С. Библером, настоящий диалог и настоящая культура осуществляются как диалог культур.

Эти общие представления является основой диал-культурологического подхода интенсивно развивается в современном человековедения и социальной, в частности образовательной, практике. Один из продуктивных направлений этого развития – разработка и внедрение общеобразовательной концепции Школы диалога культур.

Читайте также  Пути решения проблем финансового обеспечение бюджетных учреждений

Модернизация отечественного профессионального образования

Модернизация отечественного профессионального образования

Некоторые ее модификации, по нашему убеждению, могут стать концептуальной основой настоятельно необходимой модернизации отечественной профессионального образования.

В частности, представляется необходимым опоры всего процесса подготовки современного специалиста на основной принцип диал-культурологические ориентированного образования. Формирование и устойчивое развитие среды диалогического общения с ведущих бытийных вопросов между всеми субъектами образовательной деятельности, с обязательным привлечением к этой взаимодействия «культурных персонажей» – авторов и героев выдающихся произведений культуры всех времен.

Этот внешний диалог – ведущий фактор формирования внутренних диалогических (по сути – диал-культурологических) механизмов мышления, мировоззренческого самоопределения, поведения и деятельности человека.

Именно взаимно возложение внешнего и внутреннего диалога является, согласно вышеупомянутой образовательной моделью, ведущей движущей силой становления личности. Определяющим аспектом которого на определенном этапе становится профессиональное самоопределение, формирование себя как специалиста.

Исходя из сказанного, проектирование диал-культурологические ориентированной образовательной подготовки специалиста предусматривает прежде всего выделение основных проблем соответствующей профессии. Которые и должны стать содержанием учебного общения.

При этом его приоритетным предметом должны быть ценностно-смысловые ориентиры современной профессиональной деятельности вообще, о которых говорилось выше. В частности, вышеупомянутое двуединая установка на порождение произведений и на развитие производительных, гармоничных отношений должен сознательно соотноситься с другой регулятивной идеей профессиональной деятельности, присущей Новой эпохе (XVII – начало XX в.).

моделирование процессов профессиональной самоидентификации личности

Установка индустриального общества

Эта ведущая установка индустриального общества, в значительной степени и определяет и современной жизни, – идея предметно-орудийную действия, превращает материальный объект согласно определенным потребностям человека.

По нашему мнению, именно сознательное «пререкания-сообщения» этих ведущих интенций – диалоговом культурологической и предметно-орудийную – имеет принципиальное значение для становления «постиндустриального» типа профессионализма, который пока только определяется.

В то же время необходимо подробное психологическое моделирование процессов профессиональной самоидентификации личности, формирования и трансформации собственной профессиональной «Я-концепции» как в ходе специального образования, так и в течение трудовой деятельности.

Это представление о собственной самореализации в профессии, как отмечалось выше, должно быть уникальной формой постоянного выработки, постижения и сочетание различных культурных «образов» данной профессии.

Впрочем, по отстаиваемых нами подхода интенсивное, незавершенные мыслительной общения с собой является неотъемлемым условием не только профессионального самореализации, но и вообще полноценного бытия современного человека.

Перед молодым человеком, который определяет свое «дело жизни» и готовится к ее свершения (а не просто к труду, что обеспечит надлежащий уровень благосостояния и социальное положение), возникает ряд всеобщих-экзистенциальных вопросов. Которые не могут быть решены «окончательно», но приобретать новую форму в течение дальнейшей жизни и деятельности.

Личностный рост и самосовершенствование

Личностный рост и самосовершенствование

Это залог личностного роста, самосовершенствования и, в частности, переосмысление основ и способов профессиональной самореализации (недаром ведь одну из актуальных требований к профессионалу сейчас является постоянное самообучение).

И наоборот: не сформированность или потеря с возрастом всеобщего ценностного «ступени» мышления и мировосприятия сужает, «консервирует» сознание, в частности профессиональную. Последняя, по мнению многих психологов должна быть не ригидной, гибкой и одновременно целостно – устоявшейся, и удовлетворить этим противоречивым требованиям к профессиональной идентичности. На наш взгляд, может только целенаправленное формирование механизмов внутреннего диалога.

Читайте также  Инновационные технологии в современной системе образования

Ведь он, по диал – культурологическим подходом к психической жизни, является единственно непрерывной событием общения (смыслового обмена) между различными инстанциями (квазисубьектамы). Которые, развиваясь благодаря этому взаимодействию, собственно, и образуют строение личности.

Упомянутые внутренние инстанции, по современным психологическим данным, сначала формируются как образы наиболее значимых для ребенка лиц – партнеров по общению с самого начала жизни. Впоследствии, приобретая более обобщенно-символический характер и испытывая сложных преобразований (дифференциации, интеграции и т.д.), эти образы воплощают не только индивидуальные, но и социально-групповые установки, способы видения мира и тому подобное.

Согласно только очерченным пониманием индивидуального сознания и мышления как общение внутренних агентов с помощью знаково-символических средств (прежде всего природного речи), современная личность выступает субъектом сознательной развития такого общения – формирование своего внутреннего мира.

Последнее неотделимо от действующего самоопределения в отношении других лиц и сообществ, материально предметного мира, идеальных объектов – от внешней активности. Одной из важнейших форм которой является профессиональная деятельность.

Внутренний диалог профессиональных культур

Внутренний диалог профессиональных культур

Реальное общение и сотрудничество с будущими специалистами, а впоследствии с коллегами и представителями других профессий является ведущим фактором формирования вышеупомянутого «микросоциума» внутреннего диалога профессиональных культур.

В свою очередь, интенсивность и содержательная «мощность» внутренних процессов обеспечивает продуктивное осуществление индивидуальных и одновременно социально значимых смыслов и ценностей во внешних актах – предметно-преобразовательных и коммуникативных.

Поэтому первые появятся, как отмечалось ранее, порождением произведений (идеально-ценностно «нагруженных» вещей). А вторые – поступками, то есть актами гармонизирующее смыслового преобразования человеческих отношений.

Относительно профессиональной деятельности это означает, что любая преобразующая предметно-орудийную действие является моментом диалогических отношений с другим (другими). В то же время непосредственное межличностное общение в ходе деятельности – с другими специалистами, с «клиентами» и т.п. – приобретает характер сотворчества, обмена произведениями и / или их «обсуждение».

Так или иначе, по диал-культурологического подхода профессионализм возникает триединой культурой мышления, общения и предметной действия – сферой их взаимодополняемость.

И этот сложный строй профессионального сознания и деятельности должна стать ориентиром предварительного проектирования содержания и форм образовательной подготовки специалиста и одновременно – одним из предметов учебного диалога.

Другой краеугольный содержательный аспект этого общения – взаимоотношения «своей» будущей профессии с другими сферами (способами) жизни и деятельности, ее место, с одной стороны, в социально-экономическом «разделения труда» и обмена товарами и услугами, с другой – в области создание ценностей и смыслов.

Естественно, конкретное моделирования содержания и организационных форм культуроориентованого профессионально образовательного диалога – сложная задача дальнейших теоретических исследований и психолого-педагогических экспериментов.

Пока же из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1) актуальна ориентация профессиональной деятельности и профессионального образования на диалог и культуру как взаемозаменяемы универсалы современного бытия;

2) диал-культурологический подход в человековедения, в частности в психологии и педагогике. Предполагает прежде всего развитие равноправного интенсивного проблемного общения всех субъектов образовательного процесса по насущных проблем данной профессии с привлечением произведений (текстов) культуры;

3) целью такого образовательного процесса является формирование устойчивых механизмов взаимодополняемость внутреннего и внешнего диалога профессиональных культур. Составляющих основу самоформирования и самореализации личности как специалиста.

Похожее ...

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о