Высшее образование и формы обучения

Высшее образование и формы обучения

Высшее образование и формы обучения

Высшее образование и формы обучения

“Учиться, учиться и еще раз учиться” — нелегкий, но все-таки приятный процесс! Однако делать это можно по-разному. Какая форма учебы лучше всего подойдет именно вам? Это зависит от выбранной специальности, ваших потребностей и индивидуальных особенностей.

Высшему образованию в Европе насчитывается чуть меньше тысячи лет. Болонский университет, по образцу и подобию коего создавали впоследствии университеты Старого Света, был основан в 1119 году. В университеты стекались жаждавшие знаний молодые люди из многих государств Европы, и в университетских стенах они образовывали единое братство без всяких государственных и национальных различий.

Диплом бакалавра получают, отучившись четыре года и сдав госэкзамены, магистра — после пяти лет и зашиты диплома. Такая двухступенчатая система обучения была принята в Украине для того, чтобы страна могла войти в общеевропейское образовательное пространство. С одной стороны, признание украинских дипломов в любой развитой стране — приятная перспектива. С другой — новинка внесла путаницу, на ложившись на привычную систему обучения специалистов. И работодатели иногда смотрят на бакалавров как на “недоучек”. Правда, есть ценная возможность разнообразить свое образование, получив корочку магистра по смежной специальности.

Дневная форма обучения

Дневная форма обучения в вузах остается самой популярной для выпускников средних школ.

Bo-первых, метод получения знаний “полным погружением” считается самым эффективным. Во-вторых, стационар в институте во многом напоминает школу. Зубрить учебники и сдавать экзамены — это стресс, но все же привычный. А вот тех, кто не поступил, ждет встряска иного рода: близкое знакомство со взрослой “настоящей жизнью”. В которой становишься товаром на рынке труда — и тебя беспощадно оценивают в денежном эквиваленте. Для студента этот процесс произойдет более плавно: подработка, производственная практика…

Однако и счастливая доля “очников” не лишена подводных камней.

Студенческая жизнь — вещь сама по себе захватывающая. Посиделки в общаге, КВН и прочая самодеятельность. У историков, фольклористов, географов — экспедиции… С одной стороны, это приятно, с другой — нередко превращается в самодостаточный образ жизни, в котором сама изучаемая специальность — не на первом месте. И после торжественного “обмывания” диплома оказывается, что от него никакой практической пользы.

Читайте также  Инновационные технологии в современной системе образования

Студент — совершеннолетний человек, и потребности у него недетские, а жить за счет родителей уже неловко. Часто ничего не остается, кроме как совмещать учебу и работу. Однако компании редко берут студентов стационара на серьезные должности. С другой стороны, учеба “по полной программе” — немалая нагрузка. Даже неполный рабочий день делает эту нагрузку двойной. Если специальность нелегкая, а деньги нужны не только на помаду, есть риск и “не потянуть”.

Все, что будут вам “читать”, выучить просто невозможно. Да и не нужно. С самого начала учебы старайтесь ориентироваться: какие дисциплины для вас будут действительно важными, а к каким можно отнестись формально. Выбирая временную работу, ориентируйтесь не только на степень ее легкости и уровень оплаты. Попытайтесь найти занятие, которое имело бы отношение к вашей деятельности по специальности, ищите в ней опыт и навыки, которые потом могут пригодиться и не будут смотреться в резюме “чужеродным телом”.

Заочная форма обучения

Дважды в год заочники собираются на так называемые установочные сессии, а потом сдают зачеты и экзамены, согласно общему для всех учебному плану и срокам. “Интенсивная” учеба занимает только 50—60 дней в году. В шуточной поговорке: “Заочно учиться — что заочно питаться” — есть своя доля истины. Все-таки в аудитории работает не столько сама информация, которую “начитывает” лектор (ее можно и в учебнике вычитать), сколько эффект живого общения. Преподаватель делится опытом, заражает любовью к предмету, однокашники высказывают собственные мнения. Чтобы понять, необходимо задавать вопросы, сравнивать, спорить. На заочном отделении этого ощутимо не хватает, там схема упрощается: “выслушал информацию — выдал информацию”.

Вечерняя форма обучения

Эта менее распространенная форма — как бы “среднее арифметическое” между очной и заочной. Лекции и семинары посещать надо три-четыре раза в неделю, и пар у вечерников обычно меньше, чем у “дневников”. Но общая длительность обучения увеличивается: к примеру, вместо пяти лет — шесть. До пяти вы трудитесь в офисе, после чего, на ходу съедая бутерброд, к шести спешите на занятия. В девять они заканчиваются, и остается только добраться домой, принять душ и выпить чаю перед сном… Главных проблем у вечерника три. Первая — где взять время на бытовые дела, общение и развлечения. Вторая — как сохранить достаточно здоровья, чтобы после погружения в рабочие проблемы эффективно переключаться на получение знаний. Третья — что отвечать родным и близким на жалобы, что вы с ними практически не видитесь и они начинают забывать, как вы выглядите.

Читайте также  Пути решения проблем финансового обеспечение бюджетных учреждений

Дистанционционная форма обучения

Такую форму начинают постепенно внедрять некоторые учебные заведения, и пока что в наших вузах она напоминает заочную, только с некоторыми дополнительными деталями. Основная же суть этого метода — в том, что для текущего контроля и общения с преподавателями используются современные технологии, в основном — Интернет. При всей заманчивости перспектив (“Сидишь в любимом кресле с чашечкой кофе, болтаешь с преподом по “аське” или “скайпу” — и получаешь образование в престижном вузе, который находится за тысячи километров, да еще и вполовину дешевле, чем обошлось бы очно!”) — этот вариант далеко не для ленивых. Когда никто не “стоит над душой”, требуется очень хорошая организованность, самодисциплина — и главное, сильная мотивация. Иначе каждый день вы будете откладывать “свои университеты”. И никакой самый высокотехнологичный электронный учебник не вложит в голову знаний, если над ним не сидеть.

Если вам нужна не просто корочка, а именно знания — проверьте себя — попробуйте пройти какой-нибудь дистанционный курс. Скажем, иностранный язык. На сколько вас хватит? Лучше всего дистанционное обучение подходит для тех, кто уже получил высшее образование, но считает, что ему требуется второе. Ведь на этом этапе человек уже более четко осознает свои конкретные цели и задачи, и самое главное — научается учиться.

Похожее ...

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о