Как относиться к использованию ГДЗ по математике в 6 классе учениками? Мнение учителя
Поначалу обнаружение использования школьниками гдз бесплатно по математике за 6 класс пробуждало во мне не самые положительные эмоции. Я писала замечания в тетради или дневнике, просила родителей принять меры. Но позже мое отношение к этому вопросу изменилось.
Все ученики разные, но научиться должен каждый
В классе 26 учеников, поэтому на уроке объясняю тему для всех, и возможности подойти к каждому и спросить, что именно непонятно, просто нет. Способных учеников с явно выраженным математическим складом ума – человек 6-7 из всего класса. Другие более-менее понимают со второго или третьего раза после выполнения практических упражнений. Но есть и третья группа учеников, донести до которых материал особенно сложно. Не сказала бы, что они необучаемые, просто у них преобладают гуманитарные, а не математические способности. Они прекрасно рисуют, пишут эссе, стихи и сочинения, посещают театральные студии и художественные кружки, оформляют великолепные стенгазеты, выступают на школьных мероприятиях с танцами и песнями, но… увы, точные науки – не их «конек». Трудно с этим что-то поделать, так распорядилась «матушка-природа». Но мы, как педагоги, должны научить каждого.
Такой вариант, как нанять репетитора для индивидуальных занятий, может себе позволить не каждый родитель, особенно в наше экономически нестабильное время.
«Если ты не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней»
Понимая, что решебники с готовыми ответами не искоренить и бороться с ними бессмысленно, решила извлечь из них пользу. На классном часе провела беседу с ребятами, пытаясь научить их пользоваться готовыми заданиями правильно.
Как я объяснила ученикам, в чем заключается польза и вред ГДЗ?
Во-первых, я поставила себя на их место, представив себя 12-летним подростком. Сказала, что прекрасно их понимаю, сама не люблю писать методические планы и отчеты. Уроков задают много по всем предметам. Конечно, зачем сидеть и думать, тратить свое драгоценное время, когда можно за 5 минут, не напрягаясь, выполнить всю «домашку» и бежать гулять с друзьями, кататься на велосипеде, скейтборде или поиграть в компьютерные игры. НО! Давайте заглянем немного в будущее. Если продолжить бессмысленное списывание и не напрягать мозги, то мы уподобимся близоруким рыбкам-медузам, у которых память всего 2 секунды. А вы, ребята, таким образом и элементарную таблицу умножения забудете и придется вам опять возвращаться в первый класс. Спросила учеников, кому нравится такая перспектива? Оказалось, никому.
Во-вторых, я постаралась донести до подростков мысль, что они могут извлечь бОльшую выгоду из ГДЗ, чем представляют. Рассказала им притчу про нищего, которому каждый день доброжелатели подавали на улице рыбу, но однажды к нему подошел старейшина-мудрец и дал ему вместо рыбы удочку. Все удивились такому подаянию, но через какое-то время этот нищий стал богатым человеком благодаря тому, что продавал на рынке рыбу, которую поймал на удочку, подаренную ему мудрецом.
Так же и решебники могут оказать неоценимую помощь. Сначала нужно постараться выполнить задание самостоятельно, и только если никак не получается найти решение, можно обратиться к ГДЗ. Каждое задание решается по определенному алгоритму, поняв который, школьники смогут самостоятельно выполнять подобные упражнения. Лучше один раз напрячься, шаг за шагом разобрав готовое решение, чем потом мучиться на контрольных работах, когда не будет возможности списать с решебника.
То ли ученики оказались добросовестными, то ли моя пламенная речь так на них подействовала, но уже через короткое время стала замечать положительную динамику, простое списывание с ГДЗ среди учеников ощутимо сократилось. Отличниками по математике все, конечно, не стали, но хорошистов по итогам четверти прибавилось.